Мэрия против особой охраны
Администрация Ульяновска не желает создавать ООПТ вокруг Шолмовского озера
Минприроды Ульяновской области направило в региональное минимущества и архитектуры письмо, в котором предложило передать территории вокруг Шолмовского озера в Засвияжском районе Ульяновска в муниципальную собственность Ульяновска для создания на них особо охраняемой природной территории (ООПТ) местного значения. С просьбой создать в районе озера ООПТ обращались в разные инстанции жители микрорайона Свияга-10, выступающие против строительства на этой территории жилкомплекса, которое может привести к исчезновению водоема. Но в горадминистрации заявляют, что им ООПТ не нужна, и проводить специальные исследования для обоснования ООПТ мэрия не намерена. В гордуме отвечают, что «это позиция только мэрии» и к мнению жителей города «надо прислушиваться». Эксперты полагают, что власти намеренно не хотят проводить исследования, опасаясь, что его выводы приведут к нарушению планов по застройке.
В минувший понедельник инициативная группа защитников Шолмовского озера, расположенного в Ульяновске, в микрорайоне Свияга-10, получила ответ Ульяновской межрайонной природоохранной прокуратуры (УМПП) на их коллективное обращение, направленное в июле президенту РФ Владимиру Путину, а также генпрокурору Игорю Краснову (под письмом подписались 1117 жителей микрорайона).
В своем обращении жители просили «остановить строительный беспредел» в Ульяновске и помочь защитить озеро, не допустить перевода зон зеленых насаждений общего пользования под застройку, как планирует региональное минимущества, отменить сомнительные общественные обсуждения изменений генплана по этой территории, а также «обязать власти Ульяновской области провести надлежащее многолетнее исследование территорий на берегу Свияги», в районе озера, как экологическое, так и гидрологическое, с целью создания на территории, прилегающей к озеру особо охраняемой природной территории.
Жители микрорайона защищают озеро начиная с 2020 года. Они добились официального признания водного объекта, а теперь настаивают на недопустимости строительства на прилегающей территории жилкомплекса «Новое поколение», опасаясь, что строительство, начатое без специальных исследований территории, приведет к нарушению гидрологического режима и уничтожению водного объекта. На озере живут утки, цапли. Весной этого года на нем поселилась пара краснокнижных лебедей-шипунов.
УМПП в своем ответе на обращение жителей сообщила, что «по результатам рассмотрения информации природоохранной прокуратуры» региональным минприроды «ведется работа по уточнению границ водного объекта». Затем «сведения о границах водного объекта подлежат внесению в документы территориального планирования муниципального образования» (в частности, в генплан города).
При этом министерством «в рамках региональной госпрограммы» в 2024-2025 годах «запланировано проведение мероприятия по комплексному экологическому обследованию указанной в обращении территории». Кроме того, сообщила УМПП, региональное минприроды направило в министерство имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области письмо «для решения вопроса о передаче прилегающих к озеру земельных участков в муниципальную собственность в целях рассмотрения возможности создания ООПТ местного значения» (собственность на эти участки не разграничена, и в этом случае ответственность за них несет региональное минимущества.— “Ъ”). Также сообщается, что региональному министру имущественных отношений Михаилу Додину «объявлено предостережение о недопустимости нарушений закона при изменении генплана». Такие изменения можно проводить только после окончания работ минприроды по уточнению береговой линии озера, уточнению сведений о ручьях, связанных со Свиягой, определению водоохранной зоны и защитной прибрежной полосы. Напомним, итоги общественных обсуждений проекта изменений генплана, подготовленного в интересах компании «Новое поколение» были отменены после представления облпрокуратуры о выявленных нарушениях.
Ранее инициативная группа защитников озера уже обращалась и в мэрию, и в минприроды РФ с просьбами о создании ООПТ, но получила от горадминистрации ответ, что для этого «нет оснований».
Региональное минприроды на запрос «Ъ» ответило, что обращались к минимущества по поводу передачи территорий под ООПТ дважды: в июле и в сентябре, но ответ пришел только в среду, 23 октября. В нем говорилось, что «администрация Ульяновска вправе сама обратиться с просьбой о передаче территории». Теперь минприроды направит соответствующее письмо в мэрию, пояснили в министерстве.
В мэрии, ссылаясь на позицию главного эколога города Ксении Силантьевой, на запрос «Ъ» ответили, что «не видят необходимости» в создании ООПТ, наличие краснокнижных лебедей «не кажется важным основанием для создания особо охраняемой территории», и «проводить комплексное экологическое обследование для принятия решения о возможности создания ООПТ пока не планируется». При этом в мэрии отметили, что не будут против, если обследованием займется региональное минприроды. В свою очередь, региональное минприроды ответило «Ъ», что они также не планируют проводить комплексное экологическое обследование, о котором говорила прокуратура, поскольку «это может оказаться нецелевым использованием средств», «тем более что создавать там ООПТ регионального значения практически невозможно — для этого уровня нужно намного больше оснований».
Председатель профильного комитета гордумы Ульяновска Владимир Фадеев (принятие решения о создании ООПТ — это полномочия гордумы) сказал «Ъ», что «мэрия высказала только свою позицию». «К запросам населения и предложениям горожан надо прислушиваться, это важно, но гордума этого вопроса не обсуждала, поскольку в ее адрес таких обращений не поступало»,— сказал депутат.
Узнать у чиновников регионального минимущества и архитектуры, насколько сохраняется их позиция по изменению генплана вокруг озера в целях застройки территории, в среду не удалось. На запрос «Ъ» министерство не ответило. Глава департамента архитектуры Софья Тюрина по своим телефонам была недоступна для комментариев.
Советник губернатора по экологии Лев Левитас отмечает, что прежде чем принимать решение о создании ООПТ, необходимо обязательно провести экологическое обследование территории, чтобы получить весь спектр обоснований для решения или оснований для отказа от идеи. «Но в ситуации, когда мэрия отказывается проводить обследование, а минприроды заявляет, что не имеет права, получается безвыходный замкнутый круг. Нет денег — нет и темы. А если использовать деньги коммерсантов, то будет коррупция — они сделают так, как надо им»,— сказал эколог.
Экс-руководитель регионального управления Росприроднадзора, эколог и юрист Александр Каплин считает, что есть все основания для создания ООПТ местного значения, «это поможет сохранить в конкретной части города природный баланс, способствующий оздоровлению городской среды, это как раз то, чем должны заниматься муниципальные власти». «Но мэрия не хочет проводить обследование. Это решение безосновательное. Скорее оно политическое. Администрация перестраховывается: вдруг окажется, что есть основания для создания ООПТ, и тогда появится уже юридическое основание понудить их к его созданию, что может нарушить планы по застройке», — заметил господин Каплин.
Депутат по этому округу Денис Седов сказал «Ъ», что он также считает, что «есть необходимость в создании ООПТ», и если мэрия отказывается от этого, то он может организовать проведение обследования независимой иногородней организацией и найти на это средства.