«Образование — это формирование особого мышления, в отличие от простого обучения навыкам»
Исполняющий обязанности ректора КубГТУ Игорь Лагерев — о престиже высшего образования и ситуации на рынке труда
Краснодарский край испытывает дефицит инженерных кадров и других специалистов реального сектора экономики, отмечают эксперты рынка. О тенденциях в сфере образования, самых востребованных специальностях и интеграции среднего и высшего образования “Ъ-Кубань” рассказал исполняющий обязанности ректора Кубанского государственного технологического университета Игорь Лагерев.
Guide: Судя по статистике рынка труда, в стране большой дефицит людей рабочих специальностей. А насколько сегодня востребованы специалисты с высшим образованием?
Игорь Лагерев: В Краснодарском крае сегодня достаточно низкий уровень безработицы. Тем не менее действительно есть потребность в ряде рабочих специальностей. Необходимо закрыть около 200 тыс. различных вакансий. С точки зрения интересов нашего университета примерно до 10 тыс. вакансий могут быть связаны с машиностроением, строительством, переработкой растительного сырья, нефтегазохимией.
Высшее образование в России сегодня является нормой. После окончания школы или колледжа многие выбирают путь поступления в вуз. С одной стороны, это хорошо. Чем дольше длится процесс образования, тем более квалифицированным получается специалист. Но экономике нужны и рабочие руки, причем здесь и сейчас. Возникает проблема: как сделать так, чтобы больше молодых людей выбирали рабочие профессии.
Есть разные варианты обучения. Можно получить рабочую специальность и работать по ней, а в вуз поступить на заочное отделение. Еще один достаточно перспективный вариант, когда школьник старших классов параллельно будет получать рабочую специальность в учреждении среднего профессионального образования (СПО). После окончания школы он уже будет иметь рабочую профессию, и у него будет выбор — сразу начать работать либо пойти в вуз и получать высшее образование.
Есть такой стереотип, будто человек без высшего образования не является полноценным специалистом. Хотя на самом деле это не так. К тому же условный сварщик сегодня может зарабатывать больше, чем инженер, окончивший вуз. И это напрямую связано с нехваткой рабочих кадров. Поэтому нужно находить новые методы интеграции среднего профессионального образования, высшего и школьного. Такие варианты есть, и мы в КубГТУ тоже будем их реализовывать.
Кубанский государственный технологический университет
Старейший вуз в Краснодарском крае. Основан в 1918 году решением съезда Совета народного образования Кубано-Черноморской Республики как Северо-Кавказский политехнический институт. За многие годы существования неоднократно менял название, получал престижные премии и награды.
В 2006 году университет стал лауреатом конкурса Рособрнадзора «Вузовские системы менеджмента качества подготовки специалистов».
В 2008 году вузу присужден уровень «Признанное совершенство» по модели Европейского фонда менеджмента качества EFQM. В том же году в IV Всероссийском конкурсе воспитательных систем образовательных учреждений (номинация «Учреждения высшего профессионального образования») воспитательная система КубГТУ признана лучшей в Краснодарском крае и 3-й в России.
В 2009 году КубГТУ сертифицировал систему менеджмента качества в соответствии с международным стандартом «ISO 9001:2008».
В 2011 году вуз был включен в Еврорегистр Европейской организации качества. В этом же году по модели делового совершенства Европейского фонда менеджмента качества (EFQM) вузу присвоен уровень «Признанное совершенство» — 5 звезд.
В 2016 году университет был включен в число лучших российских вузов по независимой оценке Минобрнауки РФ. В том же году вуз победил в региональном и федеральном этапах Всероссийского конкурса Программы «100 лучших товаров России» за разработку пищевого белкового продукта и технологии его получения.
В 2019 году, согласно мониторингу рейтингового агентства RAEX (РАЭКС-Аналитика), КубГТУ стал единственным вузом Кубани, который вошел в Топ-50 университетов в сфере IT.
G: А как много выпускников школ выбирают высшее и среднее профессиональное образование?
И. Л.: В нашем вузе, помимо бакалавриата и магистратуры, есть и среднее профессиональное образование. У нас действует инженерный технологический колледж, где студенты обучаются по специальностям, связанным с нефтедобычей и переработкой, строительством, индустрией красоты, поварским делом и другим.
Если брать количество бюджетных мест, которые выделяются на эти специальности, то на высшее образование нам выделили 1234 места, а на программы СПО, в том числе в филиалах,— 100 мест. То есть получается где-то 8% от высшего по бюджетному набору. Но мы видим, что в этом году растет спрос именно на колледж. Если недавно мы набирали туда 300 человек в год, то в прошлом году — уже около 800 человек, а в этом — уже почти 1000 человек. Интерес к рабочим профессиям у школьников вырос. Мы наверняка вернемся к пониманию того, что можно быть просто классным специалистом в своем деле и для этого не обязательно иметь высшее образование. При этом если сварщик захочет стать руководителем бригады, то в этом случае высшее образование обязательно. Образование — это формирование особого мышления, в отличие от простого обучения навыкам.
G: Сегодня часто говорят, что «молодежь уже не та». Как вы оцениваете качество подготовки молодых людей, которые поступают в ваш вуз?
И. Л.: Знаете, молодежь у нас всегда «та». Следующие поколения немного отличаются от предыдущих, и это нормально. У преподавателей есть два пути: либо мы это понимаем и говорим на языке молодых людей, либо работаем по старинке. Но тогда и толку от такого преподавания будет мало. Молодежь у нас активная, открытая миру и свободная. То, что она другая, это совершенно естественно. Изменился и мир вокруг. Поэтому наша задача — не заставлять заучивать информацию, а научить ее анализировать. За молодыми людьми — будущее нашей страны, и я уверен, что они не подведут.
G: Какие специальности в вашем вузе являются самыми популярными? Какой на них конкурс на место?
И. Л.: Все специальности и направления подготовки нашего вуза относятся к приоритетным областям экономики и вызывают большой интерес со стороны как государства и работодателей, так и абитуриентов. По техническому направлению в этом году наибольший конкурс у нас был отмечен по направлениям подготовки по таким специальностям, как информатика и вычислительная техника — 52 заявления на 1 место; программная инженерия — 45 заявлений/место; гостиничное дело — 40 заявлений/место; автоматизация технологических процессов и производств — 30 заявлений/место.
По социально-экономическому направлению самыми популярными направлениями стали менеджмент — 108 заявлений/место; государственное и муниципальное управление — 75 заявлений/место. На специалистов во всех этих сферах большой спрос со стороны работодателей.
G: Много ли иностранных абитуриентов поступает в ваш университет? Из каких стран к вам едут?
И. Л.: В этом году всего зачислено 5013 абитуриентов, из них 181 — иностранные граждане. Сегодня у нас обучаются более 350 иностранных граждан из Сирии, Ирака, Египта, Анголы, Камеруна, Кот-д’Ивуар, Нигерии, Перу, Мексики, Ливана, Алжира, Афганистана, Мали, Гаити, Индии, Мавритании, Танзании, Чада, Марокко, Мали, Зимбабве, Эквадора, Чада, Конго, а также из стран СНГ.
За последние три года контингент иностранных граждан у нас остался практически на прежнем уровне. Основными направлениями, на которых обучаются студенты из других стран, являются нефтегазовое дело, строительство, программная инженерия, автоматизация технологических процессов и производств, менеджмент и экономика.
G: Рассматривает ли КубГТУ как своих конкурентов частные вузы? Насколько отличается аудитория, которая поступает к вам и к «частникам»?
И. Л.: Частные вузы мы расцениваем как партнеров. По большему количеству направлений нашей подготовки частные вузы не преподают. Они готовят юристов, экономистов, финансистов, специалистов по социально-гуманитарным направлениям. А у нас нефтегазовая сфера, строительство, пищевая промышленность. В рамках округа у нас больше конкуренция с ростовскими государственными вузами. Власти уже давно взяли курс на постепенный перевод образования в государственные образовательные учреждения. И это правильно, на мой взгляд.
G: Какие программы ваш вуз реализует совместно с представителями бизнеса региона?
И. Л.: Самый известный кейс — сотрудничество с Южным заводом тяжелого станкостроения (ЮЗТС). Совместно с нашим вузом был создан инжиниринговый центр, где наши студенты за год спроектировали новый станок. Нам дают заказы на научные разработки, и студенты уже во время учебы начинают работать.
Второй успешный кейс — совместная работа с НИПИГАЗ. По заказу предприятия студенты выполняют определенные работы по проектированию нефтезаводов. И объемы работ растут. Аналогичные проекты мы запускаем и с другими предприятиями. К этой программе хотят подключиться в том числе строительные компании, с которыми мы недавно проводили круглый стол на тему решения кадровых вопросов.
G: Насколько система высшего образования, на ваш взгляд, соответствует сегодняшним потребностям рынка труда?
И. Л.: Система образования работает и свою функцию выполняет на достаточном уровне для того, чтобы дать молодым людям знания и сформировать некую картину мира. Но чтобы в полной мере отвечать требованиям рынка, как раз и нужны такие совместные проекты, о которых я рассказал. Пространство для повышения эффективности у системы образования, безусловно, есть. Образование — это больше про глобальное мышление, формирование жизненных установок, про воспитание. Но у нас есть и короткие программы дополнительного профессионального образования (ДПО) по переподготовке специалистов. С помощью этих программ можно закрывать сегодняшние потребности рынка. Полная переподготовка занимает 500–1000 часов.
G: В Госдуме снова обсуждают отмену ЕГЭ. Как вы относитесь к данной инициативе?
И. Л.: Это популистские вещи, и я против отмены ЕГЭ. Считаю, что единый экзамен реально повысил возможности детей из регионов поступить в ведущие вузы страны. Раньше это было почти нереально. Противники единого экзамена говорят, что дети якобы не получают системных знаний. Многие школьники готовятся к нему с репетитором. Но что мешает школьным учителям в рамках базового образования полноценно готовить их самим. Не ЕГЭ виновато, что иногда возникают проблемы с качеством подготовки в школе.
ЕГЭ — это более прозрачный и более честный механизм поступления в вузы. Другое дело, что сами тесты нужно менять, совершенствовать. Но это не значит, что единый госэкзамен нужно отменять совсем. Например, в нашем вузе наибольший средний балл ЕГЭ абитуриентов сформировался по следующим специальностям:
- Программная инженерия — 81,76;
- Прикладная информатика — 78,14;
- Строительство уникальных зданий и сооружений — 75,53;
- Социология — 75,14;
- Экономика — 84,08;
- Государственное и муниципальное управление — 81,28.
G: Какие тенденции в системе высшего образования и подготовки кадров вы бы отметили в Краснодарском крае? Насколько они отличаются от общероссийских тенденций?
И. Л.: Краснодарский край — привлекательный с точки зрения прироста населения. Многие школьники, приехавшие из других регионов, скоро придут к нам в вуз, и лично я рад этому. Для системы высшего образования в крае есть дополнительный ресурс, и в ближайшие годы он будет реализован. Мы должны как можно раньше заниматься профориентацией студентов. Молодой человек должен четко понимать, что, отучившись в вузе, он найдет хорошую работу, с хорошими условиями труда, соцпакетом и интересными проектами.
При этом региону, помимо программистов, нужны учителя, инженеры и многие другие специалисты. Мы перезапускаем систему инженерных классов в крае, взаимодействуем по этим вопросам со школами. Наши преподаватели ведут в таких классах занятия, а школьники посещают наши лаборатории, ездят на предприятия. Такая профориентация приносит свои плоды. В 2024 году мы набрали на 1 тысячу человек больше по сравнению с прошлым годом.