Они тебя полюбят

Чем интересен боди-хоррор «Субстанция»

«Коммерсантъ Стиль» рассказывает о новом фильме «Субстанция»: притягательном, интригующем повествовании, от которого временами хочется, но невозможно оторваться.

Фото: East News

Если вы не любите фильмы ужасов и не являетесь сторонником артхауса, то новая картина «Субстанция» с участием Деми Мур вам точно понравится — здесь нет четко очерченных границ какого-либо из упомянутых жанров. По ночной улице не бегает с топором серийный убийца, не скрипят половицы в пустом темном доме, музыка на экране значительно приятнее пронизывающего надрыва струнных инструментов, краски в кадре яркие, одежда модная, а планы если и длинные, то не запредельно затянутые. Актрисы в картине заняты известные (в паре с Деми Мур снялась дочка Энди Макдауэлл Маргарет Куэлли), а местом действия является шикарный пентхаус в Голливуде. Этот фильм можно назвать переосмыслением всего и вся: «Портрета Дориана Грея», «Матрицы», «Смерти ей к лицу», «Крика», новым прочтением всех известных работ, когда-либо снятых или написанных на тему старения, принимания себя и своего тела, страхов, бодипозитива — чего только нет в «Субстанции» режиссера Корали Фарж.

Деми Мур играет голливудскую звезду, которая прибегает к процедуре клонирования, чтобы спасти свою карьеру. Собственно, субстанция, которая вынесена в название картины, и есть то, что помогает ей раздвоиться и возродиться в новой, улучшенной, более молодой версии себя. Зачем ей это? Героиня Мур, фитнес-теледива Элизабет Спаркл, уволена с должности ведущей дневной программы тренировок, и ей начинают искать более юную замену. Проведя всю свою взрослую жизнь перед камерой, Элизабет прекрасно понимает, что индустрия может простить многое, но старение в это число точно не входит. Неприятная ситуация, учитывая, что в свои 50 лет она не просто любимица публики, но и выглядит более чем шикарно и ведет аэробику в купальнике и легинсах, бодро выполняя перед камерой соответствующие движения. Это костяк сюжета, на который нанизаны скорее психологические, чем ситуационные ответвления: техника «перехода» в новое тело, крупно и тщательно — процесс клонирования (особенно чувствительным зрителям эти кадры могут показаться шокирующими), но главное — сама героиня, матрица, на базе которой и из которой рождается новая сущность, Сью.

Два «я» Элизабет не могут ужиться, поскольку «активатор» требует, чтобы она провела одну неделю в одном теле, а следующую — в другом. Тут включаются привычные и давно известные механизмы подавления и тревожности: более молодая версия хочет дольше таковой оставаться, а более старая — не разрушаться столь стремительно. Это и правда очень нервный фильм ужасов, прежде всего потому, что показывает изнанку наших глубинных страхов — кто бы что ни заявлял, буквально всем нам страшно стареть и остаться «за бортом» активной жизни. С другой стороны, это едкая сатира на индустрию моды и красоты, где молодость и внешняя привлекательность ставятся выше всего остального.

Многократно критикуемая за чрезмерное увлечение пластикой, Деми Мур выступает в фильме как настоящий крепкий орешек (уж простите за каламбур) — чего стоят не самые лестные кадры, где 62-летняя актриса полностью обнажена или крупные планы лица, где видно каждую пору кожи или морщину. Этот натурализм оправдан — так проблема, о которой говорит режиссер, становится максимально громкой и понятной.

За время повествования героиня Мур переживает несколько этапов старости (или все же перерождений?) — сначала вдруг получая артритный, сморщенный указательный палец руки, потом став Голумом и закончив абсолютным монстром со смутно угадываемой дифференциацией черт лица и форм тела. Однако перед выходом из дома этот монстр делает укладку, накручивая жидкий локон на горячие щипцы, красит губы и надевает бриллианты: так нам показывают очевидное — в любой, даже самой жуткой своей трансформации вне зависимости от возраста женщина остается женщиной и хочет нравиться. Элизабет Спаркл смотрит на букет роз, который прислал продюсер ее апгрейд-версии Сью с карточкой, которая, по сути, объясняет все ее действия,— They gonna love you («Они тебя полюбят»). Страстное желание быть любимой перевешивает здравый смысл, становится главным определяющим импульсом, за которым все остальное становится неважным и незначительным.

Давайте вспомним «Зелиг» Вуди Аллена или любую картину Питера Гринуэя, которым мы так увлекались в конце 1990-х. Это далеко не мейнстримовые, а потому классные работы, расширяющие сознание парадоксальные фильмы, дающие новый, интересный угол зрения на кажущуюся известной и понятной тему. Ровно то же самое сделала и Корали Фарж в «Субстанции», рассказав историю, которую до нее рассказывали уже много раз, но по-своему. За свой сценарий она уже получила в Канне «Золотую пальмовую ветвь», и теперь ждем «Золотой глобус», на который фильм был номинирован буквально на днях,— можно не сомневаться, победа не за горами.

Ирина Кириенко

Вся лента