Такси меняет тарифы
а ФАС к ним присматривается
Уже с 25 октября «Яндекс Такси» повысит тарифы класса «Комфорт». С 25 октября и километр пути, и минута поездки подорожают на 25% — до 15 руб. Увеличится также стоимость подачи и цена минуты ожидания. Изменения в других тарифах агрегатор обещал раскрыть до конца недели. Тему продолжит Екатерина Вихарева.
«Яндекс» заверяет, что для пассажиров цены в среднем вырастут всего на 3-4 %. Но только при базовом тарифе и без учета повышенного спроса, числа свободных машин, непогоды и других факторов, добавляют собеседники “Ъ FM”. В итоге рост может оказаться значительно большим. Еще в августе игроки рынка предупреждали, что к концу 2024 года поездки подорожают до 30%. Корректировкой цен агрегатор рассчитывает привлечь больше водителей. Таксиста Андрея такой подход удивил: «Водителю неважно, сколько стоит поездка. "Яндекс" дает зарабатывать в "экономе" порядка 800-900 руб. в час. Агрегатор даже сделал все, чтобы водитель не мог выбирать, куда ехать, а поездки не отменялись».
В 2023-м, по подсчетам Росстата, цены на такси побили 10-летний рекорд. В сентябре средний чек поездки по Москве превысил 820 руб. — на 6% больше год к году. В феврале в ФАС говорили, что у службы есть «серьезные замечания к «Яндекс Такси». Но тогда действовал мораторий на проверки IТ-компаний. Весной правительство его отменило. Сейчас же служба, по сути, выдала компании предостережение, говорит партнер юридической фирмы Orlova\Ermolenko Сергей Ермоленко: «Есть такой инструмент в законе "О защите конкуренции", который называется предостережение.
Основанием для выдачи предостережения является публичное заявление о планируемом поведении на рынке, если такое поведение может привести к ограничению конкуренции. ФАС, если сделает запрос и решит, что нет оснований для повышения цен, может выдать такое предостережение. При этом овышение окажется не столь значительным в абсолютном значении для потребителя. Я бы дал 50 на 50 в буквальном смысле этого слова, вполне может оказаться так, что рост случится и никакого вмешательства не будет».
И на это некоторые отраслевые эксперты приводят целый ряд аргументов. В первую очередь дефицит водителей. В «Яндексе» отмечали, что к концу 2024 года в России он составит 130 тыс. человек. Впрочем, в движении «Форум Такси» “Ъ FM” ранее рассказывали, что по всей стране сейчас насчитывается примерно 2 млн водителей. Правда, легализовано из них всего 20%.
Председатель Общественного совета по развитию такси Ирина Зарипова считает, что сейчас на рынке нет факторов, которые могли бы остановить рост стоимости перевозок: «Конечно, много факторов, связанных с таким ростом, начиная от дефицита водителей такси, и, конечно, та самая дополнительная страховка. С 1 сентября правки к закону о такси начинают действовать, и теперь все водители и перевозчики обязаны иметь страховку ОСГОП, это гражданская ответственность перевозчика. Утверждать, что только из-за страховки повысили тарифы, нельзя, это всегда в комплексе идет. Но тем не менее частично, конечно, расходы на этот ОСГОП легли на потребителя».
Не поспевает рост цен на поездки и за расходами на обслуживание автомобилей, говорит председатель общественного движения «Форум Такси» Олег Амосов: «С начала года уже произошло на 15-20% подорожание от региона к региону. Монополист решил на 3-4% поднять базовую ставку, объясняя, что это необходимо для обслуживания автомобилей. Из практики: обслуживание автомобилей подорожало примерно на 100-150% в зависимости от марки. А цены хотят поднять на 3-4%. Это, по-моему, статистическая погрешность».
Ранее сразу несколько владельцев таксопарков рассказывали “Ъ FM”, что зарегулированность отрасли вынуждает их закрывать бизнес. И что повышение цен на поездки отток водителей не остановит.
С нами все ясно — Telegram-канал "Ъ FM".