Японские партии сыграют в меньшинстве
Сформировать правящую коалицию после выборов будет сложно и ныне правящим либерал-демократам, и оппозиции
В Японии в воскресенье пройдут досрочные выборы депутатов нижней палаты парламента, инициированные новым премьер-министром Сигэру Исибой. Премьер объяснил такой шаг необходимостью заручиться поддержкой избирателей, прежде чем приступить к реализации своей программы — в частности, повысить ряд налогов для дополнительного финансирования расходов на оборону. Между тем маневр властей с досрочными выборами может оказаться неоправданным: правящая Либерально-демократическая партия Японии, согласно соцопросам, потеряет голоса и не сможет вдвоем со своим коалиционным партнером «Комэйто» сохранить контроль над парламентом.
Сигэру Исиба сообщил о роспуске Палаты представителей (нижней палаты японского парламента) 9 октября — спустя две недели после избрания лидером Либерально-демократической партии Японии (ЛДП). Изначально парламентские выборы должны были пройти осенью следующего года. «Я решил распустить палату, чтобы получить на выборах прямую оценку нашей работы со стороны общественности. Чрезвычайно важно, чтобы мы продолжали руководить правительством для защиты Японии и ее народа»,— объяснил свое решение господин Исиба.
Партии будут бороться за 465 мест: 289 депутатов изберут в одномандатных округах, 176 — по пропорциональной системе. Простое большинство — это 233 мандата. А для абсолютного большинства, которое позволит правящей партии или коалиции проводить через парламент любые свои инициативы, нужен 261 мандат. В прежнем составе у ЛДП было 256 мест, у входящей с ней в правящую коалицию партии «Комэйто» — 32. Оппозиционные партии имели 190 мандатов, 98 из которых принадлежали Конституционно-демократической партии Японии.
Проведенный на этой неделе газетой Asahi Shimbun опрос показал, что ЛДП может потерять 50 мест из имевшихся до роспуска 256.
И даже в коалиции с «Комэйто» партии могут набрать меньше 233 мандатов, что вынудит их искать третьего союзника. Тем временем Конституционно-демократическая партия имеет все шансы на то, чтобы увеличить число мандатов с 98 до 140. Это будет заметным успехом партии, но и ей придется искать коалиционных партнеров.
Позиции правящей ЛДП пошатнул, во-первых, громкий коррупционный скандал, связанный с финансовыми махинациями высокопоставленных партийцев и откатами при сборе средств на партийные нужды. А во-вторых, падение уровня жизни японцев. Эти же причины и побудили предыдущего премьера Фумио Кисиду не переизбираться и покинуть свои посты (27 сентября он сложил полномочия председателя ЛДП, а 1 октября — премьера Японии).
Июльские опросы показывали, что правительство премьера Кисиды поддерживало 15% респондентов — рекордный минимум с момента возвращения ЛДП к власти в 2012 году. После назначения нового премьера рейтинг кабинета министров увеличился до 42% (данные из опроса, проведенного в середине октября агентством Kyodo).
В ходе краткосрочной предвыборной кампании Сигэру Исиба особое внимание уделял проблеме стоимости жизни.
Так, премьер обещал делать все возможное для повышения средней зарплаты (цель — плюс 43% в течение следующего десятилетия) и наконец полностью вывести японскую экономику из дефляции.
В планах ЛДП в случае победы — повышение корпоративного и подоходного налогов для финансирования трат на оборону.
Еще в 2022 году Фумио Кисида пообещал к 2027-му повысить расходы на эту сферу до 2% ВВП, для чего потребуется вложить ¥43,5 трлн ($273 млрд) в течение пяти лет. Однако изменить налоговую ставку в рамках описанного плана власти до сих пор не решились.
Идея повышения налогов жестко критикуется оппозицией. Ёсихико Нода, в сентябре возглавивший Конституционно-демократическую партию, хотя и поддерживает увеличение военных расходов, но призывает всеми возможным способами избегать повышения налогов.
Усиление обороны в предвыборной программе Сигэры Исибы занимало ключевое место: еще до назначения премьером он подробно описывал свои цели, среди которых — достижение равноправия в союзе с США, создание азиатской версии НАТО и размещение американского ядерного оружия в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Ёсихико Нода также говорил о необходимости усиливать союз Японии и США. Однако оппозиционер не поддерживает продвигаемое ЛДП изменение 9-й статьи конституции, закрепляющей отказ страны от права на войну и регулярных вооруженных сил. Такой шаг, как считает господин Нода, полностью «уничтожит японский пацифизм», что недопустимо.
На российском направлении японской внешней политики при любом раскладе вряд ли что-то поменяется.
Сигэру Исиба, с 2022 года находящийся под российскими санкциями (ему запрещен въезд в РФ), отмечал, что привержен поиску решения территориального спора вокруг Курил и заключению мирного договора с РФ. При этом он заверяет, что Япония и дальше будет соблюдать антироссийские санкции и всячески поддерживать Украину. Оппозиционные силы, включая партию Ёсихико Ноды, перед выборами сконцентрировались на внутренних проблемах, оставив политику в отношении России за скобками. Но в любом случае подходы к российско-украинскому кризису у всех мейнстримных политических сил Японии совпадают.