Не по принуждению, а по любви
Корпоративное волонтерство
Каждая третья российская компания реализует корпоративные волонтерские проекты, однако процент включения в добровольческие инициативы со стороны работников составляет всего 9% — такие данные приводятся в исследовании аналитического центра НАФИ. Опрошенные Social Report эксперты отмечают, что ниша корпоративного волонтерства имеет ярко выраженный потенциал, и называют факторы, благодаря которым можно вовлечь как можно больше людей.
В том, что участие в корпоративных волонтерских проектах положительно влияет как на сотрудников, так и на имидж компании, не сомневается 91% работающих граждан. А готовность к участию в таких добровольческих инициативах выражают 63%. Однако по факту всего 9% принимают участие, говорится в исследовании НАФИ. Потенциал этой ниши большой, но бизнесу при организации инициатив необходимо придерживаться негласных правил. Благое дело может восприниматься сотрудником как бесплатный труд или просто не отвечать его интересам. В таких случаях энтузиазм сойдет на нет и не будет мотивации продолжать волонтерскую деятельность.
«Для увеличения эффективности, важно, чтобы направления волонтерских проектов отвечали интересам и запросу сотрудников, имели связь с насущными проблемами конкретной локальности, а сами мероприятия носили системный характер»,— отмечает директор направления стратегических проектов аналитического центра НАФИ Ирина Гильдебрандт.
Системно и без давления
Организация корпоративного волонтерства имеет свои подводные камни, рассказывает руководитель тренинговой компании Eurasia TM Илья Глазырин. По его словам, основная проблема заключается в ожидании HR-менеджмента или руководителей, что волонтерством сразу загорится весь коллектив, и они начинают всех сотрудников буквально заставлять участвовать в таких мероприятиях. «Однако сразу всех вдохновить невозможно. По моим оценкам, обычно волонтерство поддерживают не более 10% сотрудников, и для начала это хороший результат»,— говорит собеседник издания.
Среди причин неудачных добровольческих инициатив внутри компании эксперты называют разовые акции вместо системной работы.
«Проведение двух-трех волонтерских акций при содействии компании — это не всегда эффективно. Сотрудники могут чувствовать, что их просто используют как бесплатную рабочую силу. Важно развивать программы, которые дают возможность регулярного участия и позволяют выбирать разные формы помощи»,— советует генеральный директор фонда «Доброта Севера» Елена Тополева-Солдунова.
О том, что недопустимо превращать инициативу в бесплатный труд, говорит и директор АНО «Школа героев» Ксения Кровко. «Что касается трендов в корпоративном волонтерстве, то сейчас наблюдается переход от восприятия волонтеров как бесплатной рабочей силы к пониманию их ценности и компетенций. НКО начинают осознавать, что время и усилия сотрудников — это ресурс, который необходимо уважать, и следует четко определять задачи и роли волонтеров»,— отмечает госпожа Кровко.
Общий интерес
Еще одна частая ошибка, на которую указывают эксперты,— копирование чужих успешных проектов без учета особенностей своей компании. «Такой подход может привести к тому, что волонтерская программа не будет интересна сотрудникам. Лучше адаптировать идеи под свои нужды и вовлекать коллег в процесс выбора направлений, тогда они будут более мотивированы. Никогда нельзя принуждать людей участвовать в волонтерстве — это должно быть добровольное решение. Если сотрудники чувствуют, что их заставляют, у них пропадет интерес»,— уверена госпожа Тополева-Солдунова.
По словам исполнительного директора союза «Ленинградская областная торгово-промышленная палата» Игоря Муравьева, ошибки в организации допускаются обычно компаниями, которые только начали заниматься корпоративным волонтерством.
«Как правило, это связано с тем, что руководитель единолично решает, какой сферой хочется заниматься. Отчасти это справедливо, потому что все-таки корпоративное волонтерство отличается от обычного тем, что инициатива идет от руководства. Но обсуждение с сотрудниками, с местными сообществами, с волонтерскими организациями, действующими в локации, где расположено то или иное предприятие, своих планов и намерений обязательно нужно. Это исключит волюнтаристский подход к делу, когда, к примеру, одно и то же озеро убирается каждые выходные разными организациями, расположенными неподалеку. При этом остальные места остаются неухоженными»,— указывает господин Муравьев.
Крупные компании и холдинги, как правило, предлагают множество направлений для волонтерства. «Главное условия эффективной реализации корпоративного волонтерства — осязаемость результата, поэтому необходимо ставить конкретные задачи под каждое направление, когда люди по итогу смогут увидеть улучшения»,— делится опытом генеральный директор ГК «Прогресс Агро» Леонид Рагозин. Так, он рассказал, что холдинг оказывает поддержку в пяти направлениях: экологическое (субботники), образовательное (сотрудники читают лекции и передают опыт), патриотическое (помощь ветеранам ВОВ), социальное (содействие незащищенным слоям населения), зоозащитное (закупка кормов для приютов животных).
«Если воспринимать волонтерство как необходимость, то ничего не получится. Проекты, основанные на принуждении, не реализуются. Корпоративное волонтерство — это скорее про помощь и объединение сотрудников в определенные направлениях, а для бизнеса — возможность сплочения команды»,— рассуждает Екатерина Ракитская, директор по коммуникациям «Технониколь». Она привела в пример реализуемый в компании проект «Марафон добрых дел», в рамках которого заводы в городах присутствия сами определяют адресатов помощи. Это могут быть детские учреждения, больницы или отдельные семьи.
Потенциал вовлеченности
Эксперты отмечают и важность информирования, наличие обязательного образовательного и просветительского этапа при организации волонтерской работы. Благодаря распространению практик и роста уровня информированности вовлеченность будет расти. По данным ВЦИОМ, в 2023 году уже 54% населения РФ знают о направлении корпоративного волонтерства, а за последние 15 лет доля россиян, считающих российский бизнес социально ответственным, почти удвоилась: с 29 до 44%.
«Вовлеченность сотрудников растет и за счет действий компаний, и за счет выхода на рынок труда нового поколения. Молодежь обращает больше внимания на то, что компания-работодатель делает на пользу общества. Подстегивают развитие корпоративного волонтерского движения и происходящие мировые события — кризисные периоды направляют внимание бизнеса и государства на социальный фактор. Подход к развитию волонтерских программ, к наполнению событиями и системой мотивации становится более осознанным»,— комментирует Светлана Скользкова, советник генерального директора ГК «СКБ Контур» по социальной ответственности.
«Сейчас активно обсуждается возможное снижение интереса бизнеса к корпоративной социальной ответственности в связи с новыми политическими реалиями и уходу с рынка западных брендов с высокими стандартами социальной ответственности. Мы не являемся экспертами в вопросе прогнозирования будущего этого направления в России, но полагаем, что объем благотворительного волонтерства в нашей стране снижаться не будет. Мы верим, что он зависит не от степени развития корпоративных стандартов компаний, а от проникновения в общество идеи о необходимости поддержки тех, кто слабее, и тех, кто в этом нуждается больше»,— говорит HR бизнес-партнер группы компаний «Трайв» Светлана Васильева.
Госпожа Скользкова отметила, что сегодня существует проблема оценки вклада корпораций в развитие волонтерского движения в стране. Несмотря на то, что есть методика подсчета вклада НКО, волонтерства и благотворительности в ВВП страны, она не решает проблемы качества данных — используются разрозненные источники Минэкономразвития, Росмолодежи, Росстата. Сейчас Национальный совет по корпоративному волонтерству совместно с Лабораторией анализа лучших международных практик ИЭП Е. Т. Гайдара и при поддержке Минэкономразвития проводит оценку вклада корпоративного волонтерства в ВВП страны. По итогам прошлого года вклад составил более 500 млрд рублей в год.