Продавцы раскидываются предложениями

Какой будет политика бизнеса в период ноябрьских распродаж

Российские ритейлеры готовятся расщедриться в период ноябрьских распродаж и опасаются более осторожных трат, чем год назад. Из-за роста ключевой ставки и улучшения условий по вкладам потребители, возможно, предпочтут оставить часть своих денег в банках. Поэтому офлайн-рознице и маркетплейсам придется стимулировать продажи в ноябре большими, чем обычно, дисконтами. Такими прогнозами с “Ъ FM” поделились ритейлеры и аналитики рынка. По данным Ozon, покупатели в этот период потратят в среднем 20 тыс. руб., москвичи — 33 тыс. руб. Больше половины опрошенных планируют купить одежду и товары для дома. 40% ждут скидок на косметику, четверть — на смартфоны. 17% россиян хотят приобрести крупную бытовую технику, а каждый десятый компьютер.

Фото: Евгений Разумный, Коммерсантъ

Размер дисконта в течение всего ноября будет меняться в зависимости от спроса, отметил член правления Российской ассоциации экспертов рынка ритейла Сергей Илюха. По его словам, рынок в условиях высокой ключевой ставки стал жестче и требовательнее к принятию коммерческих решений, в том числе и скидок. С этим согласна гендиректор сети Finn Flare Ксения Рясова. Зимнюю одежду, по ее словам, скорее всего, удастся продать за полную стоимость: «Уже идут скидки несмотря на то, что еще сезон только начинается, потому что очень тепло. В прошлом году зима началась раньше, сейчас комфортная осень, и продажи падают. А когда похолодает, наверное, дисконты будут меньше. По крайней мере, рассчитываем на то, что люди будут менее жадные до скидок.

На ситуацию влияет и то, что сейчас можно положить деньги на вклад под 22%, побегать в позапрошлогодней курточке, но немножко заработать. Мы еще пока думаем, что будем делать, какие возможны скидки. Это зависит от всего рынка, кто как выступит».

О том, что аномально теплый сентябрь «потребовал от фэшн-ритейла раннего старта распродаж», рассказали и в компании Lamoda. В период скидок там ждут высокого спроса на одежду международных брендов, включая премиальные. В «М.Видео-Эльдорадо» сообщили, что запустили первые скидки и розыгрыши еще в 20-х числах октября. Среди прочего там ждут ажиотажа вокруг умных колонок и флагманских смартфонов. Представители сети XCOM отмечают, что в ноябре продажи техники в России обычно увеличиваются на 30% к предыдущему месяцу. Там также обратили внимание на то, что в стране стало меньше скидок, приуроченных к Хэллоуину. Вместо этого компания в конце октября провела «Неделю российских производителей».

В этом году дисконты на гаджеты могут оказаться выше обычного, но после этого цены, вероятно, взлетят, считает IT-эксперт Сергей Вильянов: «Многие компании сейчас продают относительно старые запасы с действительно большими скидками, потому что продажа себе в убыток оказывается выгоднее, чем кредиты под закупку новой партии в нынешних условиях — эффективная ставка достигает 30-35%. Поэтому по всем признакам в нынешнем году ноябрьские акции станут настоящими распродажами. Я недавно смотрел корма для животных, всякие пищевые добавки, и некоторые позиции подешевели на 30-40% на ровном месте. На фоне роста курса доллара вроде бы не могло происходить, но вот так. В категории "техника" таких распродаж вряд ли стоит ждать, но дисконт в 10-20% мы увидим.

Снижение цены на многих произведет приятное впечатление, но совсем спонтанных покупок, скорее всего, не будет, потому что кредиты подорожали и для простых смертных.

Для тех, кто имеет на руках существенные суммы, возможность положить их на депозит по действительно высоким процентам выглядит соблазнительнее. Другой вопрос, что это не очень хорошо с точки зрения дальнейших перспектив. Если ставка будет держаться на таком высоком уровне, закупки мелкими и средними компаниями существенно сократятся».

Первая волна скидок обычно приходится на 11 ноября: в Китае его называют Днем холостяка, в других странах — Всемирным днем шопинга. 29 ноября начинается и, как правило, длится несколько суток «Черная пятница». При этом лишь 9% россиян год назад назвали эти акции честным снижением цен. Со времен пандемии COVID-19 доля покупателей, считающих ноябрьские распродажи обманом, утроилась, отчитывался Superjob. Не в последнюю очередь тут сказалась политика маркетплейсов, но ситуация меняется, заметил владелец сети пунктов выдачи заказов Артем Бобцов:

«Многие продавцы прибегают к ухищрениям, чтобы цены на товар как минимум сохранить: показывают большую скидку, а по факту дают меньшую. Кто-то заводит дублирующие карточки товара, другие юридические лица, которые торгуют тем же самым. Это следствие политики, к сожалению, маркетплейсов, которые сильно идею девальвировали распродаж. На Западе люди реально весь год ждут ноябрьских акций, откладывают товары в корзины, мониторят цены. У нас скидки фигурируют каждый день. Кроме того, в последние годы они начинаются с первых чисел ноября, и покупатели понимают, что у них довольно много времени. Но мировая практика такова, что выгодные предложения действуют один, максимум два дня: в День холостяка на 11 ноября и на "Черную пятницу" 26-го. Но в этом году и маркетплейсы более осознанно подошли: отсутствует широкая реклама с предложением покупать товары, не дожидаясь вот этих дат.

Однозначно активность будет выше, денег у населения стало существенно больше.

Мы ожидаем, что средняя скидка будет порядка 20-25%, ее бы я считал справедливой. На одежду, обувь, может быть, она будет и больше, тем более если сами производители занимаются продажей. На бытовую технику дисконт может достигать процентов 15-20. Продавцы уберут рекламу, она в ноябре не особо нужна. Они заблаговременно, скорее всего, приподняли цены на те же 5-10%, но все равно по итогу 10% заработают».

В Ozon добавляют, что год назад большинство опрошенных пользователей собирались потратить в сезон ноябрьских скидок лишь не более 10 тыс. руб. С тех пор на фоне роста зарплат и недоступности кредитов свободных денег у россиян стало больше, отмечают собеседники “Ъ FM”. А цены, только по официальных данным Росстата, выросли на 9%.


С нами все ясно — Telegram-канал "Ъ FM".

Елизавета Скобцова

Вся лента