Иранским ракетам подрезали крылья

Новый удар Израиля не затронул нефтяные и ядерные объекты Тегерана

Иран запросил проведение экстренного заседания Совбеза ООН в связи с авиаударами по его военным объектам, нанесенными ВВС Израиля в ночь на субботу. Израильская атака стала ответом на ракетный удар, к которому прибегнул Иран 1 октября, после ликвидации израильтянами ряда ключевых фигур в руководстве «Хамаса», «Хезболлы» и Корпуса стражей исламской революции. Новые удары по Ирану не затронули ядерные и нефтяные объекты страны, однако, по информации израильских и американских источников, надолго вывели из строя оборудование по производству баллистических ракет. Теперь обе стороны противостояния будут ждать исхода президентских выборов в США, которые определят дальнейший ход конфликта.

Израильский истребитель, участвовавший в налете на Иран (26 октября 2024 года)

Фото: Israel Defense Forces / Anadolu / AFP

Письмо на имя председательствующей в Совете Безопасности ООН Швейцарии и генсека ООН Антониу Гутерриша, призывающее провести экстренное заседание Совбеза и «решительно осудить израильский режим за совершение актов агрессии», направил в воскресенье постпред Ирана при ООН Амир Саид Иравани. Как следует из его послания, Тегеран ждет от Совбеза демонстрации того, что совершенные Израилем «вопиющие нарушения международного права и Устава ООН не останутся без ответа».

Поводом для обращения стали нанесенные ВВС Израиля в ночь на субботу авиаудары по военным объектам на территории Ирана.

По информации израильских и американских СМИ, атаке, в частности, подверглись крупный военный комплекс близ Тегерана Парчин, а также находящийся около иранской столицы центр производства баллистических ракет Ходжир.

Согласно снимкам, сделанным американской спутниковой компанией Planet Labs, в результате удара по Парчину были уничтожены три здания, где производилось твердое топливо для ракет, а также склад.

В целом, как сообщает портал Axios, главным результатом израильской атаки стало выведение из строя важнейших компонентов иранской программы производства баллистических ракет большой дальности, которые составляют основную часть ракетного арсенала Исламской Республики.

Уничтоженное оборудование в силу его сложности Иран не производит сам, а закупает у Китая. По предварительным оценкам, на восстановление оружейного производства в тех же объемах предварительно потребуется не меньше года.

Пока у Ирана все еще есть большой запас баллистических ракет, однако отсутствие возможности его пополнения вынудит его ограничить отправки этого оружия, активно использовавшегося для атак на Израиль, радикальной шиитской организации «Хезболла» и йеменскому движению мятежников-хуситов «Ансар Аллах».

По версии источников Axios, в результате субботнего удара также были повреждены четыре батареи зенитных ракетных комплексов С-300, которые защищали Тегеран и ядерные и энергетические объекты в Иране.

Удары по иранской территории наносились израильскими ВВС из воздушного пространства соседних с Ираном Сирии и Ирака.

Версия случившегося, излагаемая иранской стороной, заметно отличается от израильской. В Тегеране не подтверждают уничтожение оборудования по производству баллистических ракет, настаивая на том, что главным объектом израильской атаки были иранские радиолокационные станции в трех провинциях Исламской Республики — Илам, Хузестан и Тегеран.

«В сторону радиолокационных станций было запущено некоторое количество ракет средней дальности класса "воздух—земля", оснащенных легкими боеголовками, которые можно сравнить с пятой частью боеголовки иранских баллистических ракет»,— говорится в заявлении иранского генштаба. В сообщении отмечается, что этим станциям «был нанесен ограниченный ущерб благодаря своевременным действиям ПВО страны». В свою очередь, агентство Fars сообщает, что израильскому удару подвергся ряд военных баз Корпуса стражей исламской революции (КСИР) на западе и юго-западе Тегерана, которые не пострадали.

Подтверждая, что удары наносились с территории соседнего Ирака, Тегеран считает, что подобная атака не могла быть не согласована с руководством США. «Во-первых, самолеты сионистского режима атаковали несколько военных объектов и радаров из воздушного пространства Ирака, примерно в 70 милях от иранской границы. Во-вторых, воздушное пространство Ирака находится под оккупацией, командованием и контролем американских военных. Вывод: причастность США к этому преступлению очевидна»,— говорится в заявлении постпредства Ирана в ООН, размещенном в социальной сети X.

О том, что Израиль обязательно ответит на массированный ракетный удар по еврейскому государству, нанесенный Ираном 1 октября этого года, после ликвидации израильтянами ключевых лиц в руководстве «Хамаса», «Хезболлы» и КСИР, в израильском руководстве заговорили сразу же после иранской атаки.

Однако главную интригу изначально составлял вопрос о том, какой именно сценарий дальнейшего противостояния в итоге выберет руководство Израиля.

Наиболее радикальные варианты, активно обсуждавшиеся в последние недели, предусматривали возможность нанесения ударов по ядерным объектам Исламской Республики, ее энергетической инфраструктуре, а также по символам политической власти в Тегеране.

При этом администрация США активно отговаривала израильского союзника от самых резких шагов, способных вызвать неконтролируемую эскалацию на Ближнем Востоке и обрушить мировой нефтяной рынок накануне президентских выборов в США.

Тем не менее в канцелярии израильского премьера Биньямина Нетаньяху назвали ложными публикации местных СМИ, из которых следовало, что выбор умеренного сценария последней израильской атаки якобы был продиктован из Вашингтона. «Сообщение на 13-м канале новостей, согласно которому Израиль передумал атаковать газовые и нефтяные объекты в Иране из-за американского давления, является полной ложью. Израиль заранее выбрал цели для атаки в соответствии со своими национальными интересами, а не по американскому диктату. Так было и так будет»,— заявили в канцелярии премьера Нетаньяху.

Комментируя последнюю израильскую атаку, президент США Джо Байден выразил надежду, что дальнейшей эскалации не произойдет.

«Я надеюсь, что это конец»,— заявил глава Белого дома, общаясь с журналистами в Филадельфии (штат Пенсильвания). «Я говорил с представителями разведывательного сообщества. Похоже, что они (Израиль.— “Ъ”) не поразили ничего, кроме военных целей»,— добавил Джо Байден.

Джо Байден и вице-президент Камала Харрис, которая 5 ноября сразится с республиканским кандидатом Дональдом Трампом в решающем поединке за кресло президента США, в минувшую субботу обсуждали последствия израильских ударов по Ирану с командой Белого дома, занимающейся вопросами национальной безопасности. «Президент Байден распорядился сделать все возможное, чтобы защитить наши силы и помочь защитить Израиль от любого потенциального ответа со стороны Ирана и его сторонников»,— сообщила пресс-служба Белого дома.

«Мы по-прежнему считаем важным поддерживать право Израиля на самооборону. Мы также твердо убеждены в том, что в будущем нам необходимо добиться деэскалации в регионе, и это будет нашим приоритетом»,— сделала по итогам совещания отдельное заявление Камала Харрис.

Поступающие из Тегерана сигналы свидетельствуют о том, что иранское руководство не готово повышать градус конфликта и немедленно отвечать на израильскую атаку.

«Ответ на любую глупость будет взвешенным и продуманным»,— написал на своей странице в соцсети X президент Ирана Масуд Пезешкиан.

Как отмечает газета The Wall Street Journal, дальнейшее расширение конфликта не отвечает интересам ни Ирана, ни Израиля. Более масштабный региональный конфликт подорвет усилия президента Пезешкиана по смягчению санкций путем дипломатического взаимодействия с Западом. В свою очередь, еврейское государство все еще ведет военные действия в секторе Газа и Ливане, и его ресурсы ограниченны.

Кроме того, израильской стороне важно дождаться исхода президентских выборов в США, которые определят дальнейший ход ближневосточного конфликта.

Сергей Строкань

Вся лента