СИБУР доказала свою несанкционность

Благодаря чему компания добилась разморозки активов в Австрии

СИБУР добилась разморозки своих европейских активов в Австрии. Она выиграла суд у МВД страны, оно ввело санкции против местной Sibur International после публикации в СМИ. О том, что эта структура якобы контролируется санкционными лицами, написало издание The Insider (объявлено иноагентом и признано нежелательной организацией). После этого суд первой инстанции заморозил активы структуры. Но Высший земельный суд Вены отменил решение, не найдя оснований для введения санкций.

Фото: Марина Молдавская, Коммерсантъ

Подобное уже происходило с «дочкой» «Почты России» в Германии, кейс СИБУРа аналогичен, отметил адвокат, партнер BGP Litigation Сергей Гландин: «Санкции в Европе и Великобритании действуют не только по критерию владения, есть так называемый критерий контроля. Это когда, например, есть какие-то высокопоставленные должностные люди в материнской компании, они считаются санкционными. Следовательно, если их 50% и больше, компания тоже признается санкционной.

Что было в Германии с филиалом и "дочкой" "Почты России"? Там местное управление по применению санкций подписало протокол, согласно которому "Почта России" считается санкционной из-за того, что в совете директоров все лица санкционные. Вероятнее всего, в Австрии Министерство внутренних дел проверило, кто является руководящими органами в дочерней компании СИБУРа, нашло там каких-то санкционных лиц, и они подписали что-то вроде протокола о том, что компания тоже является санкционной».

Публикации в СМИ нередко становятся доводами в пользу введения ограничений, санкционным органам не запрещено опираться на такие источники. Но практика показывает, что такие решения можно оспорить, о чем и говорит кейс СИБУРа, отметил юрист NSP Глеб Бойко: «В целом как регулирование на уровне Европейского Союза, так и санкционное регулирование на уровне государственных членов не запрещает компетентным органам использовать открытые источники информации, в том числе СМИ, чтобы устанавливать факт возможного нарушения санкционного регулирования или наличия контроля со стороны санкционных лиц.

Это не запрещено, но в случае с СИБУРом суд установил, что МВД недостаточно исследовало информацию из открытых источников. В действительности материалы этих СМИ не содержали достаточных доказательств, подтверждающих, что какие-то лица, в отношении которых введены блокирующие санкции ЕС, обладают контролем над компанией СИБУР. Соответственно, недостаточно оснований для блокировки имущества этой компании и ее дочерних структур на территории ЕС».

Теперь СИБУР может пойти дальше и добиться компенсации причиненного ущерба, подав иски к австрийским чиновникам и контрагентам. Но добиться успеха будет непросто, полагают юристы. Оверкомплаенс создает большие сложности для российского бизнеса на Западе, говорит советник компании «Кворус» в Швейцарии Евгений Мальцев: «Европейские власти через санкционные регламенты разрешили оверкомплайенс, то есть любые подозрения трактуются не в пользу клиента. Банкам приходится с каждым должником работать индивидуально. В принципе, ответчик всегда может говорить, мол, я подозревал, истец не доказал, что он несанкционный, я у него запрашивал такую-то информацию.

Бывает, доходит до смешного, когда должники запрашивают информацию о конечных бенефициарах. Это как бы в порядке вещей, им показывают выписку из реестра акционеров компании, а они говорят, что нет, это самодекларация, спрашивают, что вы еще можете показать, чтобы доказать, что именно это лицо является акционером, а не то, которое подозревают. Поэтому это очень длинный путь, практика еще не устоялась. С этим можно работать, но тут вопрос цены и времени. Цена этого процесса сильно возрастает, и это связано с легализованным оверкомплайенсом и возможностью не исполнять обязательства на основании подозрений».

Sibur International ранее выиграла похожий суд с британским подразделением американской Kimberly-Clark, которая производит товары для здоровья и гигиены. Корпорация отказалась платить за поставленный ей полипропилен на основании ложных утверждений, что компания находится под санкциями.


С нами все ясно — Telegram-канал "Ъ FM".

Иван Корякин

Вся лента