Зайцев на «Неве» обложат штрафами

Минтранс планирует усилить санкции за «безбилетный» проезд по платным дорогам

Штрафы за неоплату проезда по федеральным платным трассам планируют увеличить в несколько раз. В Петербурге санкции затронут пользователей автодороги М-11 «Нева». Поправки в городской КоАП, которые поднимут штрафы за «безбилетный» проезд по Западному скоростному диаметру, тоже на финальной стадии рассмотрения. Наиболее распространенный способ нарушения оплаты проезда — «бампер к бамперу», когда один автомобиль проезжает шлагбаум впритык к другому. В Минтрансе полагают, что норма позволит создать необходимый перекос в ценообразовании (сейчас штрафы ниже или сопоставимы со стоимостью проезда). Эксперты называют проект недоработанным, а сами штрафы — третьим тарифом.

Монтаж приборов фотофиксации нарушении ПДД на ЗСД

Фото: Ксения Жаворонкова, Коммерсантъ

Минтранс вынес на публичное обсуждение проект закона с изменениями в КоАП, который увеличит штрафы за неоплату проезда по федеральным платным трассам с 1,5 до 10 тыс. рублей для легковых и с 5 до 30 тыс. рублей для грузовых авто и автобусов. Также ведомство предлагает ввести санкцию 50 тыс. рублей для иностранных перевозчиков и отменить 50% скидку при оплате штрафа в течение 20 дней. Сейчас на всех платных автодорогах РФ единый штраф составляет 1,5 тыс. рублей для легковых авто и 5 тыс. рублей для грузового транспорта.

«Действующие штрафы ниже или сопоставимы со стоимостью проезда, чем пользуются недобросовестные водители: погашают только штраф, но не задолженность за проезд. Также по статистике в установленный законом пятидневный срок не оплачивается 57% проездов по госномеру»,— поясняют в Минтрансе.

Больше всего таких нарушений выявляется на дорогах без шлагбаумов. Оплата за их пользование взимается с водителя автоматически с помощью транспондера либо выставляется по госномеру.

По данным «Автодора», который обслуживает трассу М-11 «Нева», общее число неплательщиков среди пользователей платных трасс составляет 3–4%. Стоимость проезда по участку 58–684 км «Невы» — от петербургского КАДа до деревни Пешки в московском Солнечногорске — варьируется в зависимости от категории транспорта и наличия транспондера от 3230 до 7450 рублей. Штраф за безбилетный проезд, как было указано выше, составляет от 1,5 до 5 тыс. рублей.

В пресс-службе ООО «Магистраль северной столицы» (оператор ЗСД.— «Ъ-СПб») отметили, что количество «зайцев» на Западном скоростном диаметре составляет доли процента от всего трафика. Распространенные способы нарушений и собранную сумму штрафов в этой категории с начала года в МСС не назвали.

В связи с изменением федерального законодательства с 1 сентября на региональных автодорогах вводится собственная система санкций. Поправки к петербургскому городскому КоАП предполагают, что штрафы за нарушения для автомобилистов на ЗСД составят 3 тыс. рублей для физических лиц и 30 тыс. рублей — для юридических. Взимать их будет комитет по транспорту.

Председатель постоянной комиссии по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры Законодательного собрания Петербурга Алексей Цивилев отметил в разговоре с «Ъ-СПб», что проект находится на финальной стадии: поправки на согласовании у губернатора.

Комментируя инициативу Минтранса, господин Цивилев отмечает, что перед повышением санкций за безбилетный проезд ведомство должно проработать модель информирования пользователей. Водителю должно быть понятно, куда он въезжает, требуется ли от него какая-то дополнительная оплата на участках, где нет шлагбаумов и прочее. В случае же, если человек не нарушает (не протискивается бампер к бамперу через шлагбаум, не объезжает пункт контроля окольными тропами), а просто едет по дороге, а после получает штраф в 10 тыс. рублей, то это избыточная мера, говорит парламентарий.

«Штраф — это не налог и не сбор. Штраф — это предупреждение наказания. И органы не должны радоваться тому, что штрафы растут. Органы должны в этом случае бить тревогу. Если штрафы за скорость повышаются, то значит, люди стали быстрее ездить, из чего следует, что вероятность ДТП, в том числе со смертельными исходами, стала выше»,— размышляет господин Цивилев.

Вице-председатель МООЗПП «Комитет по защите прав автовладельцев» Александр Холодов считает, что повышение штрафов, прежде всего, необходимо для создания перекоса, чтобы санкции не были соразмерны стоимости проезда. Также, говоря, о системе «Свободный поток», господин Холодов отмечает, что такие штрафы никак не связаны с общественной опасностью и должны восприниматься как третий вид тарифа.

«Первый и самый дешевый вариант — это покупка транспондера. Второй — оплата в кассе. Третий — "оплата штрафом". Водитель получает отсрочку, но платит в несколько раз больше»,— говорит эксперт.

Директор по решениям в области общественного транспорта компании Simetra Владимир Валдин считает, что повышать стоимость штрафов нужно не для безбилетников, а для тех, кто превышает скоростной режим. Соразмерность штрафов за эти нарушения по действующему законодательству эксперт называет нелогичной.

«Опасность правонарушения неоплаты проезда по платной дороге сегодня даже близко не лежит к опасности, которая у нас законодательно зафиксирована — это за превышение скорости. Штрафы несоизмеримы: за превышение от 500 до 5 тыс. рублей, за неоплату проезда — от 1,5 до 10 тыс. рублей»,— констатирует эксперт.

Владимир Колодчук

Вся лента