Лизинговые платежи затрудняют бизнес

Как предприниматели выстраивают работу в условиях высоких ставок

Бизнесу с трудом удается обслуживать свои лизинговые платежи. Рост ключевой ставки привел к тому, что такие договоры сейчас могут обходиться более чем в 25%. Для некоторых компаний это неподъемные суммы, из-за чего они вынуждены избавляться от части оборудования, говорят собеседники “Ъ FM”. В лизинговых компаниях заявляют, что пик трудностей пришелся на конец 2023 года, а сейчас ситуация уже стабилизировалась, пишет РБК. Однако предприниматели утверждают, что в текущих реалиях им приходится жертвовать развитием. Тему продолжит Владислав Викторов.

Фото: Александр Коряков, Коммерсантъ

Как говорят некоторые собеседники “Ъ FM”, проблемы с обслуживанием лизинговых договоров — следствие неэффективного риск-менеджмента. Впрочем, просчитать начало боевых действий на Украине и дальнейший рост ключевой ставки до 21%, кажется, было невозможно. Поэтому бизнес соглашался на плавающие ставки, и теперь это обернулось против него.

Если в начале 2022 речь шла о 12%, то сейчас о 25%. Поэтому основатель и президент группы компаний «Кабош» Дмитрий Матвеев уже несколько лет отбивается от претензий лизингодателей, но ему в итоге пришлось пожертвовать оборудованием: «Мы купили техники больше чем на 1,5 млрд руб. в 2021-2022 годах, но в данный момент у нас есть проблемы с тремя лизинговыми компаниями. С одной мы вопрос решили. Отдали часть оборудования, а часть средств реструктурировали. Сами нашли покупателя и выстроили эту сделку. Но я могу сказать, что это только благодаря нашей жесткой позиции.

Лизинговую компанию не интересовали наши проблемы. Они хотели, чтобы мы продали все и отдали им деньги».

Лизинговые компании утверждают, что пик изъятий техники пришелся на конец 2023-го. Это особенно заметно по логистической отрасли. На фоне перестройки маршрутов компании кинулись скупать грузовики, чтобы покрыть спрос. А в прошлом декабре заработали вторичные санкции против иностранных банков, которые обрушили импорт, а затем и потребность во внутренних перевозках.

Теперь компании избавляются от лишнего транспорта и несут убытки, говорит исполнительный директор Transasia Logistics Кирилл Латинский: «Многие игроки рынка заходили в новую технику с нулевым авансом и еще, к тому же, брали ее на семь лет. При этом техника подорожала очень серьезно. Стоимость запчастей, дизельного топлива тоже увеличилась. Плюс проезды по платным дорогам и "Платон". И когда после указа Джо Байдена все стали работать в минус, просто не смогли выполнять свои обязательства по лизингу.

Процент по договорам лизинга на уровне 25-26%, и, думаю, мы увидим череду банкротств крупных автовладельцев».

Впрочем, как утверждают в «Сбербанк Лизинг», пик проблем уже пройден. Число компаний, которые не могут обслуживать свои обязательства, по итогам первого квартала стало сокращаться. А собеседники “Ъ FM” оговариваются — за это бизнесу пришлось заплатить своим развитием. И единственный способ продолжать инвестировать в производство — государственные программы поддержки.

Но нужно еще постараться, чтобы в них попасть, отмечает заместитель директора по финансам «НАТЭК-Нефтехиммаш» Наталья Одаренко: «Будем максимально использовать меры господдержки, потому что без них невозможно двигаться далее. Ставка зависит от сроков, условий. 3-5%, естественно, несопоставимо со ставкой текущего кредитования. Но именно само оформление документов довольно-таки сложное и длительное. И речь не идет о каких-то небольших инвестпроектах, это будут крупные кейсы. Естественно, все растянуто по времени».

При этом текущие проблемы с лизингодателями компаниям приходится решать самостоятельно, поскольку государство включаться в этот процесс не хочет, говорят собеседники “Ъ FM”. По их словам, в таких условиях компенсировать издержки бизнесу придется за счет потребителей. У которых, впрочем, тоже хватает похожих проблем.


С нами все ясно — Telegram-канал "Ъ FM".
Вся лента