Ирак с опаской смотрит в небо

Багдад посетовал на проблемы с импортом средств ПВО

Израиль мешает укреплению системы противовоздушной обороны (ПВО) Ирака. Об этом заявили иракские источники издания Al-Araby Al-Jadeed. По их словам, экспортеры из Европы и Азии отказались продавать Багдаду новую технику под внешним давлением. После того как еврейское государство в 2019 году включило республику в зону своих операций против шиитских группировок, Ирак заинтересовался средствами ПВО российского производства. Но его остановил риск вторичных санкций. Сейчас Багдад вынужден вернуться к поиску решений давней проблемы из-за запланированного вывода войск США к 2026 году и общей нестабильной обстановки в регионе.

Южнокорейский зенитно-ракетный комплекс средней дальности Cheongung II (KM-SAM Block II)

Фото: Agency for Defense Development

Давление Израиля «на различных уровнях» стало препятствием для покупки Ираком модернизированных средств ПВО у зарубежных экспортеров, заявили источники Al-Araby Al-Jadeed. По их словам, правительство интересовалось системами раннего предупреждения, зенитными ракетными системами и другим оборудованием. Багдад запросил продукцию у шести государств Европы и Азии, в числе которых были Франция, Италия и Германия. Однако переговоры, судя по всему, забуксовали. Уточняется, что одна из европейских стран смогла предложить Ираку только подержанную технику тридцатилетней давности.

Сейчас Багдад переключил все свое внимание на Сеул — поставщика, чей дебют в экспорте военной техники на Ближний Восток состоялся почти десять лет назад (тогда как раз речь шла об иракском рынке).

В этом году давний ближневосточный клиент уже оформил с Южной Кореей соглашение на приобретение восьми батарей зенитного ракетного комплекса средней дальности Cheongung II (KM-SAM Block II). Но выполнение обязательств по контракту, объем которого оценивается в $2,81 млрд, корейская сторона начнет только в следующем году.

Одной из причин узкого выбора поставщиков стали «западные санкции, введенные против России», уточняют собеседники Al-Araby Al-Jadeed. По-видимому, речь идет о принятом еще в 2017 году законе «О противодействии противникам США посредством санкций» (CAATSA). Он подводит базу под введение вторичных ограничительных мер за военно-техническое сотрудничество c Москвой.

В 2019 году Багдад искал возможность закупить средства ПВО у России.

После того как Фалих аль-Файяд, лидер шиитских военизированных формирований «Хашд аш-Шааби» («Силы народной мобилизации»), посетил Москву, ливанское издание Al-Akhbar со ссылкой на источники сообщило, что иракское правительство «теоретически» рассматривает возможность покупки зенитных ракетных систем С-300 и С-400. Такая активизация контактов не понравилась американскому руководству. В 2020 году помощник госсекретаря по военно-политическим вопросам Кларк Купер сообщил, что Багдад был проинформирован о перспективе применения к нему санкций на основе CAATSA.

Издание Al-Akhbar подчеркивало, что поездка господина аль-Файяда была связана с повысившейся активностью Армии обороны Израиля (ЦАХАЛ) на иракской арене. Летом 2019 года формально неопознанная авиация нанесла удар по позициям проиранских формирований. Саудовское издание Asharq Al-Awsat тогда связало нападения с расширившимися рейдами ВВС Армии обороны Израиля. Впоследствии в интервью израильскому «9-му каналу» премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху уклончиво заметил, что его страна работает над задачей противодействия «укреплению Ирана, в том числе и в Ираке».

На днях Багдад направил генсеку ООН Антониу Гутерришу и Совету Безопасности (СБ) всемирной организации ноту протеста. Повод дало использование израильскими ВВС иракского воздушного пространства в ходе состоявшейся 26 октября операции против Ирана.

Особый военный и политический контекст создает анонсированный вывод из Ирака контингента США, к которому проиранские политики в Багдаде активно призывали в последние годы. Источники издания The Wall Street Journal сообщали, что Вашингтон и Багдад достигли рамочной сделки о сокращении иностранных сил к концу 2026 года. Эвакуация персонала и техники по плану должна состояться из нескольких мест, в числе которых — столичный регион. По завершении этого процесса в Ираке, вероятно, будет разрешено остаться только небольшой группе военных США. Они сосредоточатся на обучении иракских сил безопасности и на оказании поддержки американскому контингенту, дислоцированному в соседней Сирии.

И есть вероятность того, что сокращение иностранного присутствия предоставит Израилю еще большую свободу в иракском небе. За 12 месяцев войны в секторе Газа коалиция шиитских группировок «Исламское сопротивление в Ираке» заметно повысила уровень координации с хуситским движением «Ансар Аллах», чем дала еврейскому государству повод нарастить активность на этой дальней арене. Тот факт, что летом 2024 года хуситы и палестинские вооруженные фракции без особых политических препятствий открыли свои представительства в Багдаде, заставляет сомневаться в том, что правительство господина Нетаньяху в ближайшее время снизит свое внимание к иракской арене.

Нил Кербелов

Вся лента