«Экспертиза промышленной безопасности убеждает предприятия заниматься модернизацией»
Директор «ИНТЕХПБ» Наталья Полозкова об изменениях требований в области промышленной безопасности
Компания «ИНТЕХПБ» работает на рынке промышленной безопасности, охраны труда и защиты населения от чрезвычайных ситуаций. Клиентами являются крупные производственные, химические, нефтеперерабатывающие и металлургические предприятия, организация проверяет объекты ЖКХ. Директор Наталья Полозкова в интервью рассказала, как изменились требования к строительству и эксплуатации опасных производственных объектов на территории Российской Федерации.
— Сколько лет компания «ИНТЕХПБ» занимается промышленной безопасностью?
— Наша компания существует на рынке уже более десяти лет. Когда мы создали ее, пришли к выводу, что нашим клиентам нужно выполнение работ в области промышленной безопасности «под ключ». Сейчас мы оказываем широкий спектр услуг, они определяются различными нормативно-правовыми актами, которые часто перекликаются,— от регистрации нового опасного производственного объекта до лицензионных требований в промышленной области, также разработки планов по защите населения и окружающей среды при авариях. Организация разрабатывает и согласовывает документацию, сопровождает деятельность предприятий в области промышленной безопасности, гражданской обороны, предупреждения от чрезвычайных ситуаций, антитеррористической защищенности, в том числе в области охраны труда. Насколько мне известно, в Челябинской области нет организаций, которые настолько комплексно и системно подходят к этой работе.
— Кто ваши клиенты? На каких объектах работаете?
— Нашими крупными заказчиками являются компании «СЛК Цемент», LD и ОГК-3, государственные корпорации «Росатом» и «Ростех», нам доверяют нефтеперерабатывающие заводы «Роснефти», которые относятся к объектам первого класса опасности. Кроме того, мы сотрудничаем с нефтебазами и автогазозаправочными станциями. Например, недавно мы работали с заказчиком, который выкупил на юге области нефтебазу в аварийном состоянии. Он отремонтировал ее, модернизировал, оснастил всеми необходимыми системами безопасности. Мы успешно помогали ему получить лицензию на безопасную эксплуатацию, чтобы запустить бизнес.
Сейчас мы активно сотрудничаем с РМК. В 2017 году наша компания занималась сопровождением процесса остановки градообразующего предприятия Верхнего Уфалея — «Уфалейникель». Это событие город переживал очень тяжело, тогда тысячи людей остались буквально на улице. Сейчас на его месте строится новое современное предприятие. И мы с большой гордостью можем сказать, что снова разрабатываем документы в области промышленной безопасности, защиты населения, охраны труда, но уже для современного предприятия. Также наш учебный центр готовит специалистов, чтобы на новом предприятии они применяли полученные знания для соблюдений требований промышленной безопасности, ГО и ЧС.
Также нашими клиентами являются, например, предприятия жилищно-коммунального хозяйства. Мы всегда активно участвуем в подготовке объектов к безаварийному прохождению отопительного сезона, делаем все, чтобы в домах Челябинской области было тепло. Ответственность за эту работу несет руководитель муниципалитета или района, поэтому большая работа ведется с главами.
Наши специалисты учебного центра и эксперты работают с целью организации безопасной эксплуатации оборудования и зданий на предприятиях. Мы гордимся тем, что наши клиенты доверяют нам широкий спектр задач. Наши документы отвечают требованиям нормативно-правовых актов, и у надзорных органов не возникает к ним вопросов.
— Какие услуги сейчас наиболее востребованы?
— Самые востребованные услуги связаны с выполнением обязательных процедур для наших клиентов. Это в первую очередь экспертиза промышленной безопасности, обучение сотрудников, разработка нормативно-правовых актов для безопасной эксплуатации того или иного объекта, вплоть до должностных инструкций. Также мы помогаем клиентам с лицензированием, подготовкой отчетов.
Один из наших любимых видов работ — это аудит промышленной безопасности. В условиях моратория на проверки государственных надзорных органов мы берем на себя их контролирующую функцию. В ходе этого сотрудничества мы в доверительной обстановке обсуждаем, как сделать эксплуатацию промышленного объекта более безопасной. Например, мы выяснили, что из-за острой нехватки кадров на одном из крупных промышленных предприятий для работы на опасном производственном объекте привлекают стороннюю организацию. Мы доказали собственнику, что Трудовой кодекс запрещает такую практику. После довольно оживленных дискуссий с нашей точкой зрения согласились. Понятно, что в условиях кадрового дефицита это определенный выход из ситуации, но нарушение законодательства недопустимо.
— За десять лет требования к промышленной безопасности ужесточились?
— Требования к промышленной безопасности, безусловно, ужесточились, и, я думаю, это естественный процесс. Все нормы и правила в промышленной безопасности, как говорится, написаны кровью. Изменения часто связаны с авариями, которые происходят на опасных производственных объектах. Когда комиссия ведет расследование, она выявляет причины каждой аварии, после этого вносятся изменения в законодательство в области промышленной безопасности при эксплуатации опасных производственных объектов, чтобы это не повторялось. Например, у нас достаточно жесткие правила для работы горно-металлургических предприятий, особенно при обогащении полезных ископаемых, для сталелитейных производств. В них прописано все, включая требования к профильному образованию персонала.
Сильнее всего, пожалуй, в последние годы ужесточились требования для опасных химических объектов. К ним относятся производства, которые, например, занимаются обработкой металла. На всех металлургических предприятиях есть гальванические ванны в составе производства. В 2021 году в федеральные нормы и правила был включен пункт проведения аудита на предприятиях с целью приведения объектов в соответствие действующим или вступившим в действие нормативным документам. Понятно, что это требует от предприятий значительных капиталовложений.
Ужесточаются не только правила эксплуатации объектов, но и их ввода. Раньше было достаточно просто зарегистрировать опасный производственный объект. Сейчас проект строительства проходит государственную или негосударственную экспертизу, это должно быть отражено в специальном реестре. Следит за работой таких объектов федеральная служба — Ростехнадзор.
— В 2023 году в силу вступили новые правила проведения экспертизы промышленной безопасности. Если раньше экспертная организация могла выдать заключение о его неполном соответствии требованиям промбезопасности, то теперь вердикт должен быть категоричным: либо соответствует, либо нет. Это позитивно сказалось на отрасли или, наоборот, осложнило работу?
— Действительно, раньше, если в ходе экспертизы специалисты в области промышленной безопасности выявляли дефекты, которые необходимо было исправить (усилить строительные конструкции по специально разработанному проекту, отремонтировать оборудование, провести проверку автоматики, внести изменения в документацию и т.д.), то в этих случаях использовали формулировку «соответствует не в полной мере». Сейчас в 100% случаев эксперт обязан сделать вывод: соответствует или не соответствует требованиям объект экспертизы. Если на предприятии есть дефекты, которые могут привести к аварии, то ему может грозить остановка и прохождение повторной экспертизы после устранения выявленных недостатков. Конечно, это приводит к большим финансовым затратам. Что касается экспертов в области промышленной безопасности, то они несут уголовную ответственность за объекты, которым выдали положительное заключение. Государство, в лице Ростехнадзора, перекладывает ответственность на организации, которые проводят экспертизу промышленной безопасности, поэтому мы не можем допустить недобросовестное отношение к свой работе.
— Какие нарушения на промышленных предприятиях специалисты вашей компании выявляют чаще всего?
— В нашей организации ведется сбор и анализ выявленных нарушений и дефектов. Как правило, на промышленных объектах одного типа выявляются похожие проблемы. Если мы говорим об экспертизе промышленных зданий, то наиболее часто встречающийся дефект — это повреждение кровли и ограждающих конструкций. Оно происходит из-за того, что каждый год происходит сезонное промерзание и оттаивание стен. Также влияет постоянное атмосферное воздействие. Потом по цепочке промокают несущие конструкции, балки ферм и колонн. Кажется, что кровля не является несущей конструкцией здания, но она становится причиной дальнейших разрушений, если ее вовремя не ремонтировать.
При диагностировании оборудования в основном выявляется утонение металла, износ, а также плохое качество проведения сварочных работ при ремонте технических устройств.
— Как вы можете оценить в целом состояние основных фондов предприятий? Видны ли усилия промышленников по модернизации и обновлению оборудования?
— Импортозамещение на предприятиях Челябинской области ведется очень продуктивно. Такими примерами являются наши клиенты — завод LD, который осуществляет выпуск запорной арматуры, или Челябинский кузнечно-прессовый завод, в запуске новых цехов которого мы также принимаем участие. Мы видим, как индустриальный парк «Станкомаш» реконструирует старые цеха, оснащает их оборудованием, повышает контроль качества продукции, принимает на работу грамотных молодых специалистов. Эти и многие другие предприятия демонстрируют, что промышленники в регионе заинтересованы в обновлении основных фондов. Это, безусловно, положительно сказывается не только на эффективности их работы, но и на промышленной безопасности. Компании создают современные высокотехнологичные производства, строят очистные сооружения, чтобы не строились хвостохранилища. Благодаря этому в регионе появляются новые рабочие места, бюджет получает налоги. Экспертиза промышленной безопасности убеждает предприятия заниматься модернизацией, следить за безопасностью труда и технологий, заботиться об экологии. Когда я вижу это, я горжусь своей работой и чувствую вдохновение.
ООО «ИНТЕХПБ»
Реклама