В гостях у сказки

Визит на мануфактуру Hublot

Этот путь мне хорошо известен. 15 минут от международного аэропорта Женевы, съезд с ведущей в сторону Лозанны автомагистрали по указателю «Ньон», несколько затейливых поворотов — и оказываешься в промзоне, по-швейцарски стерильной и причесанной. Ориентиром, видимым еще с трассы, служит пара зданий, отделанных темным тонированным стеклом. Когда в последний раз я был на часовой мануфактуре Hublot? Кажется, девять лет назад по случаю открытия второго корпуса, к которому ведет смешной, кажущийся со стороны игрушечным мостик, перекинутый через колею для электричек, курсирующих в горные деревни.

Хозяева любезно включили в программу нынешнего посещения две безусловные точки притяжения — участок сборки сложных механизмов и департамент новых материалов. Именно благодаря этим особенностям Hublot заслужила репутацию марки-новатора.

Участок сложных механизмов — святая святых собственно часового производства. Даже автоматические калибры Unico с колонным колесом, расположенным со стороны циферблата (редкая особенность), являющиеся визитной карточкой хронографов Hublot, собирают в других цехах. Здесь же царство «больших» усложнений, лимитированных серий и сопутствующего им ручного труда. В момент нашего пребывания мастера в основном склонялись над механизмами HUB9013 c расположенным под углом 35 турбийоном и двумя линейными роторами автоподзавода, состоящими аж из 592 деталей каждый. Они используются в лимитированной 50 экземплярами новинке этого года MP-10 Tourbillon Weight Energy System. На сборку и регулировку одного такого калибра у часовщика уходит несколько рабочих недель. Также в процессе сборки были замечены калибры HUB6200 c ручным заводом и двуосным турбийоном. Они предназначаются для двух лимитированных серий часов MP-13 Tourbillon Bi-Axis Retrograde, по 50 экземпляров в корпусах из карбона или титана. На этом же участке, вероятно, собирались самые сложные в истории Hublot (637 деталей) «ручные» механизмы HUB9005 с вертикальным турбийоном и 11 (!) выстроенными в ряд заводными барабанами, обеспечивающими 50-суточный запас хода (впервые применены десять лет назад в часах MP-05 LaFerrari) и их современные производные вроде HUB9011 c семью барабанами и 14-суточным запасом хода, которые «оживляют», например, одну из премьер 2024 года — Big Bang MP-11 Water Blue Sapphire. Кстати, обозначение MP в названиях моделей Hublot расшифровывается как masterpiece — «шедевр». И мастера на участок сложных механизмов подбираются тоже шедевральные, с самым длительным опытом работы на мануфактуре.

Фото: Hublot

Департамент новых материалов мануфактуры внешне выглядит совсем по-другому. Людей здесь почти нет, но зато полно современного оборудования, типичного не столько для точного машиностроения, сколько для производства оптики и медицинской техники. Hublot прославили цветная керамика и сапфировое стекло в качестве материалов часовых корпусов. Производство деталей из керамики на основе оксида циркония и так требует скрупулезного соблюдения сложного технологического процесса, учитывая, например, тот факт, что при остывании керамический элемент значительно уменьшается в размерах. А керамика всякого нового оттенка — результат длительных и непредсказуемых поисков, так как для достижения насыщенного и равномерно прокрашенного материала недостаточно механического добавления красящих пигментов. Сделанные из оксидов различных металлов, каждый из них при нагревании керамической заготовки до 1700°С ведет себя по-своему. Hublot стала пионером в разработке и производстве ярко-красной и ярко-желтой керамики, к которым со временем добавились несколько оттенков синей, а недавно — зеленая и оранжевая керамика. Обычно новые цвета дебютируют в часах коллекции Big Bang.

Что касается сапфирового стекла (его основа — оксид алюминия), то, не являясь абсолютным пионером в его использовании для часовых корпусов, мануфактуре Hublot удалось радикально усовершенствовать и удешевить процесс его обработки и на этом основании создать внушительную линейку сапфировых моделей. Начав с бесцветного стекла, марка, как и в случае с керамикой, впоследствии стала применять тонированный искусственный сапфир разных оттенков. Разумеется, сапфировые заготовки не производятся в Ньоне, а импортируются (между нами говоря, одним из крупнейших производителей сапфирового стекла является Россия, и до известных событий многие швейцарские марки легально использовали отечественное сырье). Нам показали исходный продукт: тяжелый, в пуд весом кристалл, формой напоминающий большой графин. Прозрачностью, так поражающей наблюдателей в готовых сапфировых часах, он не отличается, и тому есть логичное объяснение. Мало того, что кристалл надо безукоризненно точно разрезать алмазным инструментом на множество мелких деталей, нужных для корпуса, так еще отполировать и нанести на них двустороннее антибликовое покрытие, как раз и обеспечивающее абсолютную прозрачность. Эти операции выполняются в цехах департамента новых технологий мануфактуры Hublot, и это действительно впечатляет. Ни одна другая часовая марка такого парка и ассортимента оборудования для работы с искусственным сапфиром не имеет.

Прощаясь, окидываю взглядом территорию промзоны. Сразу за забором текущих владений Hublot возвышается подъемный кран. Он строит третий корпус мануфактуры, намеченный к сдаче через два года. А это значит, что еще один приезд в будущем неминуем. Хотя бы для того, чтобы узнать, каким еще инновационным кунштюком дополнят свои владения часовые кудесники.

Юрий Хнычкин

Вся лента