Полюс доступности

Как в Прикамье развиваются новые направления туризма

По итогам прошлого года туристический поток в Пермском крае составил более 1 млн человек. Местные власти увидели уверенную перспективу на развитие внутреннего туризма. Наряду со ставшими традиционными водными видами отдыха, экскурсиями по историческим местам и достопримечательностям начали появляться необычные направления туризма — промышленный, медицинский, сельский, гастрономический. Их задача — не только способствовать привлечению потока путешественников из краевых муниципалитетов, а также из других регионов, но и создавать уверенный кадровый потенциал. По мнению экспертов, регион располагает большим потенциалом для развития туризма, однако некоторые направления потребуют значительных финансовых затрат.

В июле этого года была принята новая стратегия социально-экономического развития региона до 2035 года, целый раздел которой посвящен развитию туризма в регионе. Речь идет как о его традиционных видах, например деловом, культурно-познавательном, горнолыжном и круизном, так и о перспективных направлениях. К таковым власти относят промышленный, сельский, этнографический, гастрономический, паломнический, образовательный, яхтенный и кинотуризм. Разработчики стратегии рассчитывают, что к 2035 году за счет соответствующих мероприятий по развитию и продвижению региона получится увеличить ежегодный туристический поток в Пермский край до 1,98 млн человек. На создание условий для развития туристической деятельности в ближайшие три года понадобится около 667,2 млн руб.

Будучи промышленным регионом, Прикамье активно использует местные предприятия в качестве точек притяжения туристов. По данным краевого минтуризма, в прошлом году с туристическими целями их посетили 86,7 тыс. человек — это на 44% больше, чем в 2022-м, а по сравнению с показателями четырехлетней давности поток вырос в 17 раз. В настоящее время для туристов открыты примерно 65 предприятий Пермского края, на их площадках проводятся экскурсии. Особенной популярностью пользуются передовые заводы из сферы авиастроения, металлургической, пищевой, химической и добывающей промышленности. Открыты для посещения IT-компании и технопарки. Лидерами по турпотоку являются кондитерская фабрика «Пермская», производитель сервисных роботов «Промобот» и предприятия группы «ЛУКОЙЛ».

В начале 2024 года доступными для туристов стали предприятия группы компаний «Меридиан», Лысьвенская чулочно-перчаточная фабрика и кукурузная фабрика компании «Кумир».

По словам главы минтуризма Прикамья Юлии Ветошкиной, создание экскурсий на передовые производства положительно сказывается на формировании имиджа компаний и повышает их инвестиционную привлекательность. «Предприятия, в том числе через создание экскурсий, получают известность, участвуя в различных премиях и продвигая территорию»,— отметила госпожа Ветошкина. Министр неоднократно подчеркивала, что Пермский край стал лидером по развитию промышленного туризма в России.

Еще одно направление туризма, которое должно способствовать повышению привлекательности местных производств и минимизации кадрового голода — аграрное. В Прикамье уже есть туристические компании, предлагающие туры в пермскую глубинку. Например, семейная осетровая ферма «Доброfish» организовывает экскурсионно-гастрономические туры в Добрянку. Участникам предлагается поучаствовать в дегустации рыбы и расположиться в коттеджах. В этом году минсельхоз РФ выделил средства на проекты в сфере агротуризма сельхозкооперативу «Агрорусь» в Чайковском округе и индивидуальному предпринимателю Армену Каракосяну из Верещагино.

Фото: Константин Кокошкин, Коммерсантъ

Впрочем, как считают эксперты туристического рынка, агронаправление пока не нашло должного отклика и не пользуется особым спросом. По мнению бывшего руководителя краевого «Центра развития туризма» Константина Тиминского, сельский вид туризма — довольно специфичное направление, требующее особых стратегий развития и крупных финансовых вложений. «Совместить туризм и фермерское хозяйство в одну полноценную, а главное, интересную потребителю историю — трудоемкий и ресурсозатратный процесс»,— подчеркнул он.

Тем не менее загородные виды отдыха и экопрограммы не остаются без внимания со стороны активных путешественников. Участники отрасли отмечают, что с каждым годом все больше клиентов предпочитают отдых на природе. Зимой это посещение горнолыжных спусков, а в летний сезон — коллективные походы. По данным руководителя турклуба «Затерянный мир» Евгения Кокшарова, особой популярностью в крае пользуется водный туризм, а именно сплавы. «В минувшем сезоне к нам обратилось примерно 6 тыс. человек, желающих пройти водные маршруты. При этом наиболее популярны среди отдыхающих оказались так называемые туры выходного дня, то есть когда маршрут проходится за пятницу, субботу и воскресенье. Такой вариант более доступен с экономической точки зрения»,— говорит эксперт. По словам предпринимателя, самыми популярными для сплавов реками остаются Чусовая, Койва и Усьва.

Фото: Андрей Коршунов, Коммерсантъ

Стоит отметить, что в крае усиленно развивается и водно-развлекательная структура Камы. Минувшим летом местный судостроительный завод (Пермская судоверфь) завершил установку причалов на речном вокзале в центре города и в Закамске. Так, в акватории Камы начали курсировать прогулочные «Экоходы» производства Emperium (входит в Sitronics Group — компания из Санкт-Петербурга, ставшая в прошлом году владельцем 25% долей пермского судостроительного предприятия). В октябре модульный причал был установлен и на территории музея «Хохловка», что позволит включить один из туристических центров края в этнографическую программу современных речных судов.

Еще одним популярным вариантом загородного досуга является глэмпинг — относительно молодое направление экотуризма, концепция которого предполагает комфортный отдых в условиях дикой природы. Василий Вавилов (развивает туроператора «Доступный Урал» и глэмпинг «Горы. Реки») считает, что для пермяков этот вид отдыха популярен за счет наличия в регионе большого спектра привлекательных природных территорий. Вместе с тем, по словам эксперта, этим летом наблюдался некоторый спад турпотока. «В минувшем сезоне туристов было чуть меньше, примерно на 25%. Во-первых, прошедшее лето выдалось довольно холодным. Наши постояльцы приезжают, чтобы посмотреть на Усьвинские столбы и Каменный город. Если благоприятной погоды нет, то и желания ехать в эти локации гораздо меньше. Во-вторых, появилось больше мест для размещения в Усьве, за счет чего повысилась конкуренция»,— пояснил господин Вавилов.

Предприниматель подчеркнул также, что сейчас наибольшую популярность набирает автотуризм: «Путешественники стали чаще отдавать предпочтение домам на колесах. Дело в том, что перелеты сейчас недешевые, поезда всегда переполнены, стало быть — остаются машины. Этим летом заметили, что иногородние жители стали приезжать к нам на личных автомобилях».

Участники отрасли видят позитивные изменения и динамику в сфере регионального туризма. По словам Константина Тиминского, с каждым годом наблюдается качественный прирост не только по количеству путешественников, но и заметная динамика показателей в денежном эквиваленте. «Это говорит о том, что к нам едут жители других городов, готовые покупать пермский туристический продукт. Тем самым они помогают развивать внутреннюю экономику. Полагаю, что если тенденция сохранится, то у Прикамья есть все шансы на выполнение указа президента РФ об увеличении доли туризма в ВРП до 5%»,— считает специалист. Особой поддержки, по его мнению, заслуживают менее развитые, но перспективные для региона направления туризма, включая сельский, медицинский и научный.

Господин Тиминский добавил также, что при условии достаточного финансирования и создания маркетинговых стратегий Пермь в скором времени сможет претендовать на звание одного из главных туристических центров России. «Сейчас явно наблюдается тенденция к созданию туристических макротерриторий. Например, Большой Урал, куда кроме нас входят Екатеринбург, Челябинск и Уфа. Создавать туристические инвестпроекты и продвигать внутренний продукт на федеральном уровне гораздо легче сообща. Так развитие туризма будет более быстрым и уверенным»,— резюмировал эксперт.

Анастасия Леонтьева

Вся лента