Отпечаток моды
Перспективы развития фешен-фотографии в России и мире
Несмотря на то что фотография кажется более доступной для коллекционирования, чем, к примеру, живопись, по-настоящему серьезных коллекционеров фотографии в мире не так много. На это есть несколько причин. Первая состоит в том, что тиражный характер медиума требует серьезного погружения в предмет, понимания того, почему один отпечаток ценнее другого — тут имеют значение размер, техника печати, количество копий, год создания, формат подтверждения подлинности (подпись или печать самого фотографа, его мастерской, фонда или наследников) и так далее. Следующая причина — экономическая. Стоимость фотографии зависит от множества технологических факторов, а также от исторического контекста создания работы. Оценка может быть субъективной и диктоваться рынком, а высоких результатов на вторичном рынке достигают только признанные шедевры легендарных авторов. Аналитическая компания ArtTactic начала детально отслеживать рынок фотографии с 2015 года. По ее оценкам, мировые продажи фотографии на аукционах в 2023 году составили $62,4 млн, при этом в верхнем ценовом сегменте наблюдается падение, а в нижнем, до $5 тыс.,— рост продаж на 36%. По сравнению с доковидным 2019 годом продажи на этом уровне выросли почти на 200%.
Особое место занимает фешен-фотография. Здесь есть свои признанные авторы, работы которых можно не только найти в модных журналах, многие из них также занимаются авторскими проектами, фиксирующими не только определенный момент истории моды, но и знаковые типажи и героев поколения.
Конечно, модная фотография на аукционах конкурирует со всем многообразием жанров и все чаще уступает место произведениям художников, выбравших своим художественным методом работу с аналоговыми или цифровыми изображениями. Так, согласно актуальному отчету Artnet, посвященному аукционному рынку первой половины 2024 года, в первой десятке оказался только один автор, которого можно отнести к фешен-фотографам (хоть масштаб его личности и творческого наследия не вписывается в эти узкие рамки). Легендарный портрет Мэрилин Монро, который Ричард Аведон сделал в своей студии 6 мая 1957 года, был продан за $882 тыс. Недаром наследие художника представляет одна из самых влиятельных международных галерей — Gagosian.
Ввиду отсутствия заметных спекуляций рынок фешен-фотографии (в отличие от рынка живописи ультрасовременных художников) развивается прежде всего благодаря по-настоящему увлеченным коллекционерам, готовым методично следовать миссии сохранения определенного исторического или культурного момента. Масштабная и глубокая коллекция фешен-фотографии, собранная такими энтузиастами, есть и в России. Она несколько раз становилась предметом выставок в ГМИИ им. Пушкина, Мульдимедиа Арт Музее и Эрмитаже. Речь о собрании Елены и Михаила Карисаловых. Основанный ими фонд Still Art активно действует уже пять лет, управляя самым крупным собранием западной фотографии XX–XXI веков в России. Сейчас в нем более 300 работ. В числе авторов, чьи произведения представлены в коллекции,— Патрик Демаршелье, Питер Линдберг, Энни Лейбовиц, Ричард Аведон, Ник Найт, Ги Бурден, Ирвин Пенн, Ив Кляйн, Эрвин Блюменфельд и еще около 50 авторов модной фотографии. Интересно, что началась коллекция далеко не с них. Одними из первых покупок почти 20 лет назад стали работы мэтров советской фотографии Владимира Лагранжа и Андрея Князева. Елена Карисалова вспоминает, что ее привлекло в них то, как были отображены эмоции людей, передан дух времени. Она и сейчас дорожит образами, запечатленными на этих фотографиях, а также памятью о первой встрече с работами. Ей хочется не только самой любоваться и продолжать вдохновляться ими, но и делиться с другими. Уже после основания фонда, в рамках его издательской программы в 2021 и 2022 годах были выпущены каталоги работ этих авторов, а также совместно с Галереей Люмьер организованы выставки в Казани, Красноярске, Екатеринбурге. «Я постоянно слежу за мировой и российской арт-сценой, стараюсь находить шедевры и открывать для себя новые имена, отслеживаю движение авторских отпечатков по мировым ярмаркам и аукционам,— рассказывает Елена Карисалова.— Для меня это и азарт коллекционера, и возможность масштабировать коллекцию, приобретая не только мировые блокбастеры, но и редкие авторские материалы».
Важно отметить, что фешен-фотография за десятилетия своего существования не стала архаичным жанром и не существует в отрыве от общества, а тщательно документирует все изменения, пусть даже в особенном, более творческом и ярком, а не классическом документальном ключе. «Фотографическое искусство стало полноценной частью музейного мира уже в 30-х годах прошлого века. В 1940-х в ведущих музеях искусства, вроде нью-йоркских МоМА и Метрополитен, открылись отделы фотографии, которые стали закупать лучшие авторские отпечатки своего времени,— отмечает основатель Галереи Люмьер и один из главных российских экспертов в области фотографии Наталья Григорьева-Литвинская.— Все эти 80 лет фотография упорно отвоевывала стены лучших музеев, одновременно воспитывая поколения мыслящих и смелых кураторов. Здесь стоит отметить великого Эдварда Стайхена, проработавшего в МоМА в качестве куратора отдела фотографии почти 15 лет и оставившего этот жанр в музейных залах навечно». В современных же музейных проектах фешен-фотография все чаще сочетается с произведениями искусства, созданными в других медиумах, что соответствует глобальной тенденции на мультисенсорные и многоуровневые институциональные проекты, а еще она зачастую становится очень похожей на работы художников, исследующих острые социальные темы. Директор Мультимедиа Арт Музея Ольга Свиблова отмечает, что фотография моды и стиля впитывает все социальные тенденции своего времени: «Все, что мы видим в части больших социальных мировых кампаний — Me Too, Black Lives Matter, женская феминистическая повестка, равноправие полов в родительстве и других жизненных аспектах,— все отражается в образах, с которыми работают современные фотографы. Они удовлетворяют запросы общества на отображение новых идеалов. Фешен-фотография стала уже давно не столько демонстрацией новой модной и актуальной одежды, сколько отображением образа современных мужчины и женщины».
В фешен-фотографии находят отражение изменения не только социальные, но и технологические. И хотя цифровые технологии пришли в нее не вчера, дискуссия вокруг них периодически взрывает профессиональное сообщество. «Цифровые технологии не новый инструмент для фотографа. Ник Найт еще в середине 1980-х часто прибегал к цифровой обработке своих фотографий, его авторский почерк был хорошо узнаваем. Одним из первых начал работать с цифровой техникой и Альберт Уотсон. Однако тогда это была сложная и многоступенчатая, дорогостоящая и зачастую малодоступная работа. Сегодня же мы наблюдаем колоссальный прогресс цифровых технологий и их массовое применение во всех сферах, включая профессиональную фотографию. Для современных фотографов работа в цифровом стандарте эквивалентна базовому изучению букваря с ребенком,— уверена Свиблова.— В эпоху массового угасания печатных глянцевых журналов, которые когда-то и породили феномен фотографии моды и стиля, цифровой мир остается и побеждает. Выработанные глянцем приемы уходят, но появляются новые способы применения фотографии. Мода продолжает свою сезонность, а инновация в моде снова опирается на работу с архивами, соблюдается вариативность гардероба для разных поводов». Широкомасштабная диджитализация большого глянца при этом постепенно «вымывает» фотографов-звезд из популярной культуры, они уходят в отдельные и зачастую высокобюджетные спецпроекты, спонсируемые большими брендами или меценатами. При этом как в новом альтернативном, так и «большом» привычном глянце на первый план выходят молодые таланты, работающие с меньшими командами и бюджетами, а также существующие в рамках различных субкультур.
Регулярно находить и представлять как профессиональной, так и широкой публике такие таланты — дело, требующее упорства и целеустремленности. Грантовая программа в области фешен-фотографии, представленная фондом Still Art три года назад, уникальна для России и заслуживает особого упоминания. «Совместно с экспертной группой Still Art Foundation я даю советы и помогаю молодым авторам пройти путь, необходимый для покорения медиасообщества, представителей музейных институций, галерей,— отмечает Елена Карисалова.— Важно быть новатором, экспериментировать с техниками съемки, не бояться экспериментов». В качестве главного приза победитель гранта Still Art Foundation получает возможность представить свои работы на персональной выставке в Мультимедиа Арт Музее и выпустить авторский альбом. Издание полноценного фотоальбома традиционно является важной вехой в творческом пути каждого фотографа, но в силу высокой стоимости производства редко доступно начинающим авторам. Так, первым стал Дмитрий Булин, работающий с визуальными образами в кинематографической эстетике. Его альбом «Диалог» вышел в 2022 году. Финалист второго гранта Булат Арсланов только готовит свой том. В этом году был выпущен альбом победителя третьего конкурса Алексея Дунаева, он получил название «Мудборд». Работы Дунаева исследуют мир моды через призму современных тенденций и визуальных решений, которые он разрабатывал на протяжении многих лет сотрудничества с крупными брендами и модными журналами. Карисалова уверена, что запуск грантовой программы был правильным и важным шагом: «Каждый год мы открываем для себя и для широкой общественности настоящие таланты, даем им импульс и возможности для дальнейшего развития и выстраивания диалога с музейными институциями. В этом году мы расширили грантовую программу до организации сборной выставки победителей и лауреатов прошлых лет совместно с ММОМА, а также планируем реализацию совместной региональной программы».
Открытый этим летом в Московском музее современного искусства выставочный проект «Хорошее воспитание» стал первым мероприятием в рамках новой партнерской программы музея и фонда. Произведения и серии Булата Арсланова, Дмитрия Булина, Алексея Дунаева, Сергея Клычихина и Егора Шабанова, представленные в экспозиции, являются наиболее репрезентативными как для самих авторов, так и для молодой российской фешен-фотографии в целом. Как отмечает исполнительный директор Московского музея современного искусства Василий Церетели, важно, что миссии музея и фонда совпадают: одними из ключевых направлений деятельности ММОМА уже много лет являются работа с молодыми авторами и открытие новых ярких имен в современном искусстве. Выставку лауреатов и участников грантовой программы после Москвы покажут и в других городах России. «В первую очередь это важно для поиска новых имен и выхода за пределы столицы грантового конкурса, и, конечно же, это поддержит единый ритм художественной жизни страны и культурного взаимообмена»,— полагает Церетели. «Показать работы наших фотографов в музеях по всей стране, познакомиться с талантливыми авторами в регионах — это то, на чем я хочу сфокусироваться в 2025 году,— поддерживает его Елена Карисалова.— А еще коллекцию фонда ждут в других странах — Казахстане и Азербайджане. Верю, что в перспективе ближайших лет мы сможем представить там выставочные проекты с работами из основного собрания и наших молодых авторов».