Как в мире классифицируют и регулируют беспилотное вождение

Существует пять уровней беспилотности транспортного средства. Первый и второй касаются вспомогательных функций автомобиля (круиз-контроль, контроль скорости, система антизаноса, система помощи при парковке, система экстренного торможения и т. п.), при которых основное управление осуществляет водитель. Третий уровень предусматривает возможность выполнения автомобилем основных функций (движение, разгон, торможение, перестроения, повороты и т. д.) при периодическом контроле водителем. Четвертый уровень заключается в том, что водитель может вмешиваться в работу автомобиля, но не обязан этого делать. Наконец, пятый уровень предполагает, что водитель вовсе не требуется при работе автомобиля.

Пока только в Японии разрешено ограниченное использование автомобилей с третьим уровнем автономности. К 2027 году страна планирует разрешить эксплуатацию автомобилей с четвертым уровнем. Разработка же законов по допуску машин с максимальным, пятым, уровнем автономности находится на предварительной стадии и зависит в основном от того, как будет проходить внедрение предыдущих этапов.

В ЕС в июле 2022 года начали работу над законодательством, разрешающим эксплуатацию беспилотных автомобилей третьего уровня. Конкретные сроки не определены. В некоторых городах Европы проходят тестирование беспилотные такси с обязательным присутствием водителя-оператора. В США законодательство варьируется: в 29 штатах тестовые поездки на беспилотных машинах от третьего уровня автономности на ограниченных участках разрешены, в остальных — нет. Беспилотные такси Waymo разрешены в тестовом режиме в четырех городах — Лос-Анджелесе и Сан-Франциско (штат Калифорния), Финиксе (штат Аризона) и Остине (штат Техас).

В Китае разрешения на тестирование беспилотных автомобилей выдаются властями провинций. Одной из первых для проведения тестов районы города открыла мэрия Гуанчжоу. Разрешили тесты беспилотных авто в 2022 году в Шэньчжэне и Чунцине. В июне 2024 года центральное правительство КНР утвердило новые регуляторные нормы и выдало девяти компаниям разрешения на проведение испытаний беспилотных автомобилей на дорогах общего пользования.

В России в этом году Минтранс после общественного обсуждения доработал проект закона о высокоавтоматизированных транспортных средствах (ВАТС). Документ впервые подробно раскрывает, кто будет нести ответственность за ДТП с беспилотниками, которым уже в 2025 году разрешат ездить по дорогам без человека в салоне. Основным ответчиком предлагается сделать владельца беспилотной машины, который, впрочем, сможет переложить вину на производителя, диспетчера или дилера. Также закон запрещает оформлять аварии с ВАТС без ГИБДД, а страховщики при возмещении ущерба получат право запрашивать у владельцев таких ТС информацию из «бортового устройства регистрации событий».

Вся лента