Неплатежная проблема давит на бизнес
Просрочки со стороны партнеров привели к ограничению работы
Неплатежи со стороны контрагентов стали главной проблемой российского бизнеса. По крайней мере, на нее указали почти 40% компаний, опрошенных Российским союзом промышленников и предпринимателей. Респонденты отметили, что именно просрочки со стороны партнеров привели к ограничению работы бизнеса в третьем квартале. При этом еще год назад с кризисом неплатежей сталкивались только 10% опрошенных предприятий.
Как отмечает генеральный директор группы компании АИР Алексей Кучмин, эта проблема особенно остро стоит в секторе госзакупок: «Предположим, крупная компания с миллиардными оборотами выигрывает генподряд на какую-то работу. Соответственно, они выбирают из круга малого и среднего бизнеса компании, которые могут непосредственно эти работы провести. И что дальше происходит? Крупные компании говорят, мол, если хотите с нами работать, пожалуйста, но привлекайте кредиты, привлекайте деньги, авансы мы вам платить не будем.
Это крайне редкие случаи, когда платятся авансы. И дальше очень простая ситуация: компаниям надо выживать, работать, они привлекают деньги, кредиты, поставляют материалы или оказывают услуги этим крупным компаниям, а те могут рассчитаться или нет, мотивируя это разными причинами, не подписывая документы или ища другие предлоги. И это действительно проблема для бизнеса. А с учетом повышения кредитной ставки, как по цепочке, в течение полугода посыплется очень много компаний малого и среднего бизнеса именно потому, что крупные контрагенты в рамках выполнения 44-го и 223-го федеральных законов не платят».
Помимо неплатежей со стороны контрагентов, бизнес называет главной проблемой ухудшение условий поставки сырья. С этим сталкивается четверть опрошенных РСПП предпринимателей. Кроме того, бизнес не может оснастить предприятия новым оборудованием. Это во многом объясняется ограничением импорта. Но в конечном итоге, все упирается в дорогое финансирование, говорит директор по продажам «НАТЭК-Нефтехиммаш» Никита Воронин. И если ставку еще можно переложить в цены, то у проблемы неплатежей решения нет, отмечает собеседник “Ъ FM”: «Крупные заказчики переориентируют свой бизнес. Ключевые проекты, которые были открыты два-три года назад, закрывают, но на них уже были потрачены деньги, продукция была заказана у заводов-производителей. Но через два года они говорят, мол, все, проект заморожен, те деньги, которые мы были готовы вам заплатить, вы не получите, потому что проекта не будет. И тем самым настаивают на том, чтобы все остальные ждали.
Как решается эта проблема? Никак. Просто все заканчивается на том, что проект не будет дальше продолжаться, и он замораживается до возобновления. В таком случае мы несем солидарную ответственность с тем предприятием, которое у нас заказало продукцию. А с точки зрения ключевой ставки это все будет вкладываться в стоимость будущих поставок. Получается, проекты будут расти в колоссальной прогрессии, на что наши текущие покупатели не готовы.
И поэтому к нам приходят иностранные поставщики в виде Китая, которые готовы минимизировать все затраты, поставить продукцию по более лояльной цене. Тем самым наши производители просто остаются без заказов, без маржинальной прибыли».
В середине октября глава «Ростеха» Сергей Чемезов заявлял, что многократное повышение ключевой ставки приведет к банкротству большинства предприятий. Центробанк смотрит на проблему иначе: 1 ноября директор департамента финансовой стабильности ЦБ Елизавета Данилова отметила, что в текущих условиях «возможное перераспределение в сторону более эффективных компаний может стать благом для экономики».
С нами все ясно — Telegram-канал "Ъ FM".