Взрывное ограбление на Хэллоуин

Из галереи в Ойстервейке вынесли работы Энди Уорхола

На юге Нидерландов украли картины Энди Уорхола. Правда, преступники оказались «дилетантами». Подробности самого странного и даже глупого ограбления года — у Екатерины Вихаревой.

Фото: Peter Dejong / AP

Городок Ойстервейк запомнит этот Хэллоуин надолго. В ночь на 1 ноября, видимо, поддавшись мистическому флеру праздника, двое неизвестных пробрались в художественную галерею MPV, попутно разнеся ее почти полностью. С самого начала события развивались странно. Преступники попали в объектив всех камер в округе. Проникнуть в здание они решили при помощи взрывчатки, но, вероятно, не рассчитали мощность — взрывной волной вынесло даже окна соседних домов.

Дальше — больше: воры забрали четыре картины Энди Уорхола.Но увезти смогли только две, рассказал владелец галереи Марк Пейт Виссер: «Взрыв бомбы был настолько сильным, что все мое здание оказалось разрушено, так что эту часть работы они выполнили хорошо, даже слишком. А потом преступники побежали к машине с картинами, и оказалось, что они в нее не помещаются. Работы Уорхола вырвали из рамы и, как вы понимаете, повредили их, и те не подлежат ремонту, потому что достать их целыми и невредимыми невозможно».

Украденные картины входят в одну из самых знаменитых серий художника — «Правящие королевы». Это портреты британского монарха Елизаветы II, датской королевы Маргрете II, нидерландской Беатрикс и королевы Свазиленда (ныне Эсватини). Увезти грабители смогли только Елизавету и Маргрете. Стоимость серии владелец галереи назвать отказался, лишь отметил, что сумма значительная. Но искусствоведы говорят, что полотна не были редкими, Уорхол сделал много трафаретных отпечатков. Например, три года назад четыре портрета Беатрикс продали в Гааге за €217 тыс., напомнил нидерландский детектив по искусству Артур Бранд местному The Daily Telegraph: «Пока мало что известно о похищении, но очень странно, что грабители воспользовались взрывчаткой.

Это нетипично для краж произведений искусства. Тем не менее эти работы не уникальны, поэтому, конечно, их будет проще продать, но не намного».

При этом купить королев Уорхола можно в любой точке мира, добавляет журналист из Амстердама Эдуард Шилин: «Все эти картины были приготовлены для выставки, которая проходит в конце ноября в Амстердаме. Это такая антикварная выставка. Последний раз такие крупные кражи были в Музее Ван Гога где-то около 10 лет назад, когда воры просто забрались по приставленной лестнице и унесли две или три картины. Кому нужен сегодня Уорхол? Тоже удивительно. Это все-таки массовое искусство, его везде можно купить. Такой вот Хэллоуин».

Все украденные портреты были подписаны, пронумерованы и застрахованы. Вкупе с громким во всех смыслах ограблением, полотна теперь не получится повесить даже в подвале — если кто-то случайно их обнаружит, хозяину будет грозить тюрьма. В этой связи возникают конспирологические версии преступления, намекает гендиректор группы компаний «Арт Консалтинг» Денис Лукашин: «Бывает, крадут просто не понимая, что они потом с этим будут делать, как, например, человек, который украл Куинджи из Третьяковки. Его поймали, он не смог объяснить, зачем он это сделал. Иногда за неподлинные, но застрахованные работы, если их кто-то похитит, выплачивается страховка. Бывает и такое: с подлинных картин делаются копии, страхуют и заказывают их кражу. Деньги выплачиваются, и у человека на руках и то, и то. Но опять же это уголовно наказуемо.

Красть работы известного автора сейчас бессмысленно».

Из похожих курьезов голландцы вспоминают неудачную кражу из Заанского музея: грабитель посреди дня попытался вынести полотно Клода Моне. Его скрутили прохожие, а суд приговорил к четырем годам тюрьмы. Свой поступок он объяснил тем, что задолжал крупную сумму мафии.


С нами все ясно — Telegram-канал "Ъ FM".

Вся лента