Британские консерваторы определились с выбором

Лидером партии впервые избрана чернокожая женщина

Британская Консервативная партия, с июля перешедшая в оппозицию после 14 лет у власти, наконец-то обрела нового лидера. Экс-премьера Риши Сунака сменила у руля 44-летняя Кеми Бейденок — первая чернокожая женщина, возглавившая партию тори. Ключевой задачей новоиспеченной главы британских консерваторов, представляющей крайне правое крыло партии, станет нелегкий процесс возрождения одной из двух традиционных политических сил Великобритании. Тори надеются заново выстроить свои ряды так, чтобы на следующих выборах отвоевать свои позиции у лейбористов и ультраправых.

Кеми Бейденок

Фото: Mina Kim / Reuters

На выборах нового лидера консерваторов Кеми Бейденок совершенно не была очевидным фаворитом. На первых порах в гонке лидировал более умеренный кандидат — бывший министр иностранных дел Джеймс Клеверли. Позднее букмейкеры стали делать ставку на победу самого радикального кандидата — Роберта Дженрика, выстроившего свою кампанию на антииммигрантской риторике и ратовавшего за выход Британии из Европейской конвенции по правам человека, поскольку она, по его мнению, мешает Лондону депортировать террористов и «опасных иностранных преступников, таких как насильники, убийцы и педофилы».

Что же касается госпожи Бейденок, которую изначально поддержали лишь 42 из 121 депутата-консерватора, сохранившего места в 650-местной Палате общин, то к нынешней победе она шла с переменным успехом. За три месяца избирательной кампании ее шансы занять кресло главы тори вместо бывшего премьера Риши Сунака то неожиданно росли, то стремительно падали.

В конце сентября Кеми Бейденок, казалось бы, сама поставила крест на своей кандидатуре, заявив, что выплаты по беременности и родам в стране «зашли слишком далеко» и являются «чрезмерными».

Однако в голосовании депутатов фракции тори (это был первый этап выборов) Джеймс Клеверли, к удивлению многих, финишировал лишь третьим, а рядовые члены партии, выбиравшие в минувшие выходные уже между двумя финалистами — Кеми Бейденок и Робертом Дженриком,— предпочли первую.

Ей отошло 56% из примерно 95 тыс. голосов однопартийцев.

Госпожа Бейденок стала членом Консервативной партии в 2005 году и с тех пор успела попробовать себя в роли вице-председателя этой политической силы, министром по делам местного самоуправления, веры и общин, главой ведомства по вопросам равноправия, секретарем казначейства, заместителем госсекретаря в министерстве образования и секретарем по делам бизнеса и торговли.

Но самый главный факт, который в первую очередь отметили все без исключения британские газеты по случаю ее победы,— то, что госпожа Бейденок, которая родилась в Великобритании, но до 16 лет жила в Нигерии, стала первой чернокожей женщиной на посту лидера одной из двух главных политических партий страны.

К слову, около года назад новоиспеченная глава консерваторов назвала Великобританию «лучшей страной в мире, чтобы быть чернокожей».

Отметим, что со времен премьерства Дэвида Кэмерона партия тори целенаправленно делала ставку на привлечение на высокопоставленные должности представителей этнических меньшинств. Достаточно вспомнить того же Джеймса Клеверли, чья мать была иммигранткой из Сьерра-Леоне, бывшую главу МВД Прити Пател, родившуюся в семье индийских мигрантов из Уганды, или ее преемницу на этом посту Суэллу Браверман из семьи иммигрантов из Кении и Маврикия, не говоря уже об экс-премьере и с недавних пор экс-лидере тори Риши Сунаке. Но даже на этом фоне приход к власти в партии второго подряд лидера из числа представителей этнических меньшинств стал для консерваторов настоящим предметом гордости, опровергающим расхожее мнение о том, что все «цветные» британцы по определению тяготеют к левому, а вовсе не к правому флангу.

Отныне главной задачей Кеми Бейденок становится возрождение партии, потерпевшей сокрушительное поражение в июле, и эффективное противостояние уже успевшему стать непопулярным правительству лейбористов во главе с премьером Киром Стармером, который недавно выдвинул самый крупный пакет повышения налогов в стране за последние три десятилетия. Впрочем, новоиспеченный лидер предпочла начать этот непростой процесс не с критики идеологических оппонентов, а с признания ошибок собственной партии. «Наша партия имеет решающее значение для успеха нашей страны, но, чтобы быть услышанными, мы должны быть честными. Честно признать, что мы совершали ошибки, честно признать, что мы не соблюдали стандарты. Пришло время сказать правду»,— отметила она в речи после избрания на высший партийный пост.

На исправление ошибок у нового лидера консерваторов есть целых пять лет — до будущих парламентских выборов. Впрочем, вряд ли эти пять лет будут для Кеми Бейденок простыми: должность лидера оппозиции считают в Великобритании чуть ли не самой сложной работой в британской политике.

Наталия Портякова

Вся лента