Автоподбор как явление
Покупатели иномарок ищут золотую середину и все чаще обращаются к экспертам
Из-за роста цен на новые машины в России вырос спрос на услуги по автоподбору. В основном клиентов интересуют автомобили европейских брендов, говорят собеседники “Ъ FM”. Причем покупатели часто рассматривают машины с пробегом. Привезти их на физическое лицо из-за границы дешевле, поскольку ставка утильсбора составит несколько тысяч рублей. В то время как сборы с юридических лиц за новый автомобиль с октября выросли на 70-85% и могут составлять несколько сотен тысяч рублей. Это привело к тому, что в салонах новые машины уже подорожали на 5%, сообщал “Ъ”. До конца 2024 года цены могут вырасти еще на 10%.
Поэтому запросов на импорт конкретного автомобиля под клиента стало больше, говорит учредитель компании «Автодегустатор» Арарат Мардоян: «Есть неплохой спрос на подержанные автомобили европейских или тех же корейских, японских производителей, которые естественно требуют проверки перед выкупом у поставщика за границей.
У нас есть сейчас даже свои люди, которые на месте проверяют автомобили на физическое состояние, участие в ДТП. Стоимость подбора, все услуги, они включены в маржинальность товара. Но цены растут — утильсборы, колебания валюты, сложности логистики, платежей. Пропорционально к цене, получается, растет и маржинальность, но здесь есть всегда индивидуальный подход. Всегда можно найти золотую середину — тот автомобиль, который максимально подходит клиенту. Почему спрос растет именно на подбор за границей? Во-первых, это дешевле. Во-вторых, выбор намного больше.
Если подборщик работает на территории Российской Федерации, влиять на маржинальность или на исходную стоимость товара он не имеет возможности.
А за границей мы уже на это влияем. В-третьих, есть уверенность в предыстории этого автомобиля. В целом оба варианта чем дальше, тем больше будут актуальны».
По оценкам «Автостарта», к началу осени, в структуре импорта машин с пробегом, доля Китая выросла почти до 6%. Однако лидером по-прежнему остается Япония. Оттуда привозят почти половину всех импортных машин с пробегом. Хотя в сентябре доля Японии впервые за последние полгода опустилась ниже 50-процентного рубежа. И в целом после увеличения утильсбора спрос на машины из-за границы начал снижаться, отмечает эксперт по автоподбору Артур Брума. При этом на российском рынке автомобили некитайских брендов еще остаются, но цены на них стремительно растут, отмечает собеседник “Ъ FM”: «Людям просто деваться некуда. Новых автомобилей, не китайских, практически не представлено в премиальных и бизнес-сегментах. Массово обращались не только в автоподбор, но и сами покупали автомобиль из Европы под свои требования.
До последнего повышения утилизационного сбора наблюдался, конечно, устойчивый рост. По девяти месяцам вопросов не было никаких. Март — ажиотаж перед очередным повышением. Неплохо прошло лето. Достаточно бодро прошел сентябрь. А вот в октябре стали отмечать снижение. Тенденция, наверное, будет сохраняться, потому что так или иначе люди потихонечку пересаживаются на китайский автопром. Больше обращаются не за разовой проверкой автомобиля, а за подбором автомобиля под ключ. Часто это бывает связано с погодными условиями, когда покупатели не хотят сами мотаться по различным автосалонам и частникам.
Вторичный рынок достиг тех величин, когда люди уже просто не готовы покупать автомобили. Если раньше категория машин, которые мы назвали "дровами" стоила до 200-250 тыс. руб., сейчас она плавно приблизилась чуть ли не к 1 млн руб. Европейские марки — от 4-5 млн руб. Цены начинаются на этих рубежах и далее уходят в космос.
Машины эти на рынке есть, надо ездить и смотреть. Но другое дело, что спрос на них стал значительно ниже».
При этом подбор автомобиля за рубежом сопряжен с трудностями. В частности, в Китае нельзя самостоятельно проверять историю авто по VIN-номеру. Поэтому компаниям стало проще привозить именно новые машины под конкретного клиента. Причем любых марок, отмечает руководитель компании Carwin из Владивостока Дмитрий Забора: «Семь-восемь лет назад все бегали по местному рынку и подбирали подержанную машину. Но купить хорошее авто с пробегом — почти приключение. Просто очень много трудозатрат — смысла нет. Проще выбрать заказ, поэтому мы полностью ушли на заказные позиции, в принципе, как и весь рынок. Топовые блогеры тоже все ушли в автозаказ.
Подбирать сложно, смысла нет, не тратьте время, заказывайте напрямую. Первое — это сложности с поиском, потому что продается хлам и давно уже по высоким ценам. А во-вторых, просто дешевле и выгоднее привезти на заказ. И маржа больше у посредников, и качество машин выше, и цена ниже. Работает абсолютно все, никаких проблем нет — Объединенные Арабские Эмираты, Южная Корея, немножко Европа, США. Однозначно дешевле привозить даже из той же Кореи, подождать здесь, чтобы коммерческий утиль закончился, продать с маржой, очень хорошей, до 30%».
Схемы с завозом автомобилей на физических лиц также используют и некоторые российские дилеры. Таким образом они пытаются снизить цены за счет льготного утильсбора. Однако в Совете федерации считают, что продавцы просто уклоняются от своих гарантийных обязательств. Поэтому на прошлой неделе они предлагали запретить им продавать машины, растаможенные на физических лиц. Собеседники “Ъ FM” отмечали, что это ударит прежде всего по премиальному рынку, поскольку именно дорогие машины часто завозят в страну с привлечением физлиц.
С нами все ясно — Telegram-канал "Ъ FM".