Роль медиатора при разрешении бизнес-споров

Все большее распространение в России получает разрешение споров между партнерами и контрагентами во внесудебном порядке, посредством медиации.

юрист, медиатор Павел Ковалев

Расходы на судебное разбирательство и медиацию несопоставимы, не говоря уже о куда большей оперативности внесудебного метода разрешения бизнес-споров.

С 9 сентября 2024 года вступили в силу изменения Налогового кодекса Российской Федерации, регулирующие уплату государственной пошлины при обращении в суд и порядка ее взимания. Данные изменения существенно подняли размер государственной пошлины, что делает судебное разбирательство достаточно дорогостоящим удовольствием. Учитывая загруженность российских судов (согласно статистике за 2022 год, на каждого судью арбитражных судов приходилось по 378 дел), ждать судебных решений приходится очень долго, а затраты на представительство адвокатов и юристов, проведение экспертиз, сбор документов могут быть очень существенными. В случае выбора пути медиации остается лишь оплатить услуги профессионального медиатора.

В процессе медиации именно стороны конфликта являются полноправными участниками процедуры и именно они приходят к совместному решению. Данная сторона медиации является существенным преимуществом, поскольку стороны находят выход из конфликта, если и не удовлетворяющий обе стороны, то наносящий минимум ущерба одной из них. Кроме того, согласие стороны с принятым решением является огромным шагом к исполнению взятых на себя обязательств.

Некоторые воспринимают медиатора, как лицо, выносящее решение по результатам переговоров, однако, это большое заблуждение. В отличие от судьи, который сам выносит решение на основании изученных им материалов дела, позиций сторон и иных обстоятельств, медиатор лишь помогает сторонам прийти к общему знаменателю, не принимая никаких решений самолично и ничего не подсказывая ни одной из сторон конфликта.

Нейтральность медиатора является одним из ключевых принципов его профессиональной деятельности. Благодаря соблюдению данного принципа, медиатор и может достигать в ходе переговоров примирения сторон. Естественно, что при этом от медиатора требуется высокий уровень профессионализма, обусловленный наличием у него как высшего профессионального образования, чаще юридического или экономического, так и дополнительного образования именно по медиации. От медиатора часто ожидается участие в саморегулируемой организации, поскольку членство в последней – один из ключевых критериев профессионализма медиатора, наличия у него соответствующего опыта и знаний, позволяющих осуществлять переговорную деятельность.

Проблемы российской медиации.

Стоить признать, что развитие медиации в нашей стране идет очень медленными темпами. Причины можно назвать следующие:

1. Отсутствие доверия к медиаторам. По словам одного крупного бизнесмена: «Медиатор должен иметь авторитет, его слово должно иметь вес». Данный подход в корне неверен. Дело в том, что люди, имеющие авторитет (в положительном смысле этого слова) будут вносить дисбаланс в атмосферу полного равенства и влиять на поведение сторон именно своим присутствием. Авторитет важен при вынесении решения лицом, но медиатор не принимает решения, он лишь подталкивает стороны к его совместному принятию.

2. Отсутствие доверия медиативному соглашению. Некоторые считают, что решение, принятое по результатам переговоров не обязательно к исполнению. Данное умозаключение так же ошибочно. Дело в том, что медиативное соглашение, заключенное сторонами без обращения в суд и удостоверенное нотариусом, имеет силу исполнительного документа (ч. 5 ст. 12 ФЗ "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)"). Таким образом, при правильном оформлении договоренностей, сторона спора получает гарантии его исполнения.

3. Отсутствие понимания процедуры медиации. Действительно, положения ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» не дают четкого разъяснения о процессе медиации. Но всё просто:

  • - стороны выбирают медиатора;
  • - медиатор составляет соглашение о медиации по согласованию со сторонами, в котором описан регламент процедуры (количество, продолжительность медиативных сессий, обязанности и права сторон, и т.п.);
  • - медиатор проводит личные встречи с каждой из сторон, где знакомится с сутью конфликта, взглядами конфликтантов на суть спора, их стремлениями, принципиальными моментами, готовностями идти на уступки и так далее;
  • - медиатор подготавливает место проведения сессии (зачастую, это нейтральная территория, не имеющая внешних раздражителей);
  • - проводится медиативная сессия – основной этап процедуры медиации. Стороны излагают свое видение, предъявляют друг другу претензии в корректной форме, обосновывают свое мнение. Медиатор же на данном этапе подобен дирижеру: он задает сторонам вопросы, раскрывающие их позицию, останавливает стороны в случае накала обстановки, не позволяет сторонам уходить от сути спора и следит за тем, чтобы стороны не усугубляли ситуацию.

Для лучшего понимания приведу пример из практики. Производитель дорогостоящего оборудования («А») самостоятельно доставлял заказчику («Б») крупную партию продукции. В процессе перевозки партия товара была уничтожена по вине работника «А». У «Б» на грани срыва оказался крупный контракт, влекущий за собой большие финансовые потери. «Б» требовал от «А» в кратчайшие сроки вернуть денежные средства за товар либо предоставить закупленную партию. «А» не имела в наличии необходимого количества продукции и свободных денежных средств, поскольку был запущен процесс модернизации производства. На процедуре медиации медиатор ставил перед сторонами следующие вопросы: Что для них на первом месте: развитие собственного дела или крах чужого? Партия продукции, при исполнения контракта «Б», должна применяться одномоментно или нет? Есть ли необходимость для «Б» в закупке данного оборудования в дальнейшем? Осознают ли стороны, что судебная тяжба приостановит их взаимоотношения на неопределенное время? Имеются ли свободные денежные средства в распоряжении «А»? Каков размер максимальной скидки на продукцию «А» готово предоставить «Б»? В каком количестве имеется оборудования в наличии у «А»? и др.

В ходе данного полилога стороны самостоятельно пришли к следующему решению: «А» компенсирует ущерб «Б» частично денежными средствами, частично готовой продукцией, обязуясь вновь выпущенное оборудование реализовывать «Б» с хорошим дисконтом, что позволит полностью компенсировать весь ущерб в течение 3 лет. Таким образом, контракт «Б» был закрыт с незначительными нарушениями сроков, «А» провело модернизацию и продолжило выпуск оборудования, стороны заключили долгосрочный договор поставки в дальнейшем.

Процедура медиации не является поиском виновного, но является совместным поиском выхода их сложной ситуации.

Резюмируя, хочется обозначить принципиальные различия между судебным процессом и процедурой медиации:

  • Время. Судебная тяжба длится минимум 3 месяца, медиация может занять менее недели, поскольку стороны самостоятельно определяют сроки ее проведения.
  • Даты и длительность рассмотрения. Суд самостоятельно определяет даты заседаний, исходя из загруженности. При медиации стороны самостоятельно согласовывают даты и длительность сессий, подбирая удобное для себя время.
  • Содержание решения. Суд выносит решение лишь в рамках заявленных требований, не учитывая объективные возможности проигравшей стороны. В медиативном соглашении стороны могут фиксировать многослойное решение, т.е. такое, которое будет содержать различные формы и сроки его исполнения.
  • Согласие с решением. Судебное решение определяет проигравшую сторону, которая, зачастую, не согласна с ним. Медиация не определяет проигравшего или виновного, но ищет пути выхода из ситуации. Поэтому медиативное соглашение понятно всем сторонам конфликта и они согласны с ним.
  • Исполнение решения. Судебное решение вступает в силу через месяц после вынесения, при обжаловании вступление в силу затягивается минимум на 2 месяца. Если сторона не согласна с решением суда, то будет избегать его исполнения любыми путями. Медиативное соглашение исполняется в сроки, оговоренные сторонами. Кроме того, совместно принятое решение воспринимается стороной, как справедливое, посему, она не старается избегать его исполнения.
  • Взаимоотношения сторон. Судебный процесс по своей сути – противостояние двух сторон. Медиация по своей природе не является противостоянием, а представляет собой процесс поиска решения, которое устроит всех. Медиация не противостояние, а совместная работа. Благодаря своей природе медиация не отдаляет, а сближает конфликтантов и способствует развитию их отношений в будущем.
Вся лента