Переоцененные полномочия
Подорожание капремонта Мостовской ЦРБ не согласовали с администрацией края
Региональное УФАС предъявило Главному управлению строительства Краснодарского края претензии из-за неправильного согласования расходов на капитальный ремонт Мостовской ЦРБ. Сумма контракта была увеличена на 243 млн руб. — до 881 млн руб. По мнению антимонопольного ведомства, госзаказчик получил согласование на это не у того государственного органа, что грозит ведомству штрафом, а также открывает перспективу возврата в бюджет уплаченных по допсоглашению средств. Заказчик оспаривает решение УФАС в суде. Эксперты отмечают, что контролирующие ведомства выявили неочевидное нарушение при госзакупках.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа рассмотрит жалобу ГКУ «Главное управление строительства Краснодарского края» (ГУСКК) на решение Краснодарского УФАС. Ведомство выявило у ГУССК, которое выступает заказчиком капремонта Мостовской Центральной районной больницы, нарушения при согласовании увеличения суммы контракта. Об этом сообщается в арбитражной картотеке.
В 2022 году краевые власти объявили, что после капремонта у Мостовской ЦРБ появится новая большая поликлиника, а акушерское отделение, расположенное в блочном, приспособленном под него здании, будет перенесено в здание роддома. Выполняя роль госзаказчика, ГУСКК заключило госконтракт на 638 млн руб. с АО «Строительный холдинг Тезис», который предусматривал строительство поликлиники при больнице.
В следующем году ГУСКК заключило дополнительное соглашение к договору об увеличении объемов и стоимости работ до 881 млн руб. В целом это допускается законодательством, но при соблюдении определенных условий и в определенных случаях. В частности, если при исполнении контракта, заключенного до 2024 года, возникли не зависящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения, и это увеличение согласовано с органами, уполномоченными на распоряжение бюджетом.
Как следует из материалов дела, вскоре после увеличения суммы контракта в Краснодарское УФАС поступило обращение крайпрокуратуры с информацией Росфинмониторинга о проверке закупки на соответствие закону. В итоге антимонопольный орган пришел к выводу, что при изменении условий контракта был нарушен порядок согласования. А именно, ГУСКК получило разрешение департамента строительства, но для этого требовалось согласие администрации края — главного распорядителя бюджетных средств.
В случае признания решения УФАС законным ГУСК получит административный штраф (законом предусмотрен штраф для должностных лиц в размере 20 тыс. руб., для юридических лиц — 200 тыс. руб.), а также встанет вопрос о возврате подрядчиком в бюджет 243 млн руб.
ГУСКК обжаловало решение антимонопольного органа и попыталось в суде доказать законность своих действий, ссылаясь на постановление губернатора Кубани, которым полномочия главного распорядителя в отношении субсидий на софинансирование капвложений в строительство объектов в муниципалитетах были переданы департаменту строительства. Однако суд указал, что данное постановление не подменяет обязанности обращаться к администрации за согласованием изменений условий контракта.
В настоящий момент, согласно данным сайта госзакупок, сумма контракта увеличена до 968 млн руб. Работы по нему должны завершиться до конца года.
По просьбе «Ъ-Кубань» ситуацию изучил эксперт в сфере госзакупок юрист Александр Сыс. «В данном случае надо отметить четкую работу Росфинмониторинга, который выявил это нарушение. Думаю, по данному кейсу хорошо видно, что бюджетные средства контролируются профессионалами высокого класса, которые не позволяют проходить таким нарушениям. И в дальнейшем УФАС правильно обратило внимание на то, что переданные департаменту строительства полномочия по доведению субсидий не предполагают в том числе и права согласовывать за вышестоящие органы увеличение сумм госконтрактов. Сложно сказать, получилось это из-за неверной трактовки постановления губернатора или в целях упрощения заказчиком контрактной работы. И суды, на мой взгляд, верно заняли сторону антимонопольного органа»,— отметил он.