Бокалы поднимают в познавательных целях

Как и почему изменился спрос на винные дегустации

Спрос на дегустации вина в России достиг максимума за последние пять лет. В октябре 2024-го словосочетание «винная дегустация» в социальных сетях употреблялось более чем на 20% чаще по сравнению с тем же периодом прошлого года, пишет РБК со ссылкой на данные Brand Analytics. При этом, самый высокий интерес к таким мероприятиям — на юге, например, в Сочи, Геленджике и Кисловодске. Среди городов-миллионников на первом месте Санкт-Петербург, за ним следуют Пермь и Москва.

Фото: Дмитрий Киселев, Коммерсантъ

Рост спроса на дегустации вызван развитием культуры потребления алкоголя, считает частный сомелье и основатель проекта Las Vinas Аделя Байгазина: «Главная причина — это в целом рост винной культуры в стране. Также важный фактор — развитие российского виноделия. Проходят различные дегустации, глобальные конкурсы отечественных напитков. Все это, так или иначе, попадает в поле зрения конечного потребителя. Людям хочется начать разбираться в вопросе. Конечно же, они интересуются не только российскими винами, но и европейскими, которые в последнее время довольно сильно подорожали.

Теперь проще сходить на дегустацию, попробовать вино разных сортов из разных регионов. Раньше его покупка в магазине обходилась дешевле, сейчас, конечно, цена ошибки будет выше.

При этом заметно, что потребители стали перестраиваться с зарубежных вин на российские, но, конечно, сохраняются некие сомнения. Остаются те, кто убежден, что отечественные напитки — это совсем не то. Я провожу "слепые" дегустации, и люди пробуют вино, не зная, откуда оно. И вот это лучшее лекарство от скепсиса, когда все делают ставки, будучи убежденными, что это точно Франция или Италия, а потом узнают, что это Россия. В этом случае мы понимаем, что вино сделано хорошо».

Стоимость дегустаций в столице, которые организуют крупные профильные компании, начинается от 2,5 тыс. руб. Мероприятия дополнительно могут включать кулинарные мастер-классы, уроки живописи, интерактивные игры и дорогую закуску. Также свои винные дегустации стали чаще устраивать рестораны или частные сомелье. Из-за роста конкуренции на рынке организаторы предлагают больше необычных форматов для привлечения аудитории, рассказала винный промоутер Влада Лесниченко:

«Обычно одинаковых форматов нет. Более интересны людям тематические дегустации: несколько бутылок разливаются на какое-то количество человек, и, как правило, идет рассказ о напитках. Конечно же, приветствуется, когда клиенты обмениваются своим мнением о них. Это не просто встреча за столом на кухне со своими друзьями или родственниками, а все-таки общение.

Люди из разных сфер начинают общаться между собой, ездить в поездки по винодельням — такое хобби, которое объединяет.

Сейчас есть и онлайн-проекты, которые включают участие региональных потребителей. Большинство дегустаций проходит в Москве и Петербурге, но многие не могут доехать до столиц и имеют такую возможность пообщаться. Офлайн-дегустации действительно разнятся. Есть спикеры, которые собирают вина на какую-то тему, прячут их в мешочки, в фольгу, как угодно, и люди угадывают, по какому критерию подобраны напитки. Это вертикальная дегустация или это все-таки сортовые дегустации. Терруарные дегустации существуют, когда мы, например, сравниваем разные регионы либо можем поговорить о методах производства. Сейчас даже идет такая интересная полемика, как правильно разливать вино во время таких встреч».

В свою очередь, по оценке организатора дегустаций и основателя винного клуба Six Wines Ольги Гречневой, за год спрос на такие мероприятия вырос на треть. При этом, по ее словам, изменился и портрет потребителя: «К прошлому году у нас количество запросов, посещений нашего сайта увеличилось на 35%. Здесь есть два фактора: наши усилия по популяризации проекта и в принципе рост интереса потребителей к виноделию. Публика приходит разнообразная, но это в основном молодые люди от 25 до 45 лет, образованные, интересующиеся, культурные, с широким кругозором, которые путешествуют.

Если говорить в широком смысле, то это не энтузиасты, увлеченные вином, которые ищут какие-то необычные дегустации, глубоко копают, приходят за какими-то особенными винными сетами, которые не купить в ближайшем магазине. Для широкой публики сейчас основное — непринужденная атмосфера и игровой формат, потому что люди перегружены информацией и не готовы слушать полноценную двухчасовую лекцию.

Наверное, будущее за дегустациями в формате перформанса совместно с искусством».

В компании «Яндекс Поиск» посчитали, что россияне чаще всего на тему дегустаций ищут в интернете, как устроены такие встречи и как правильно себя на них вести.


С нами все ясно — Telegram-канал "Ъ FM".

Анна Кулецкая

Вся лента