Теневой бизнес портит кассу

Почему предприниматели называют упущенную из-за серых схем выгоду огромной

Зарплаты в конвертах, переводы на карту и труд самозанятых —предприниматели стали чаще жаловаться на теневой бизнес. По данным Торгово-промышленной палаты, почти каждый десятый бизнесмен считает, что нелегальный сектор занимает больше половины рынка. А больше четверти опрошенных называют упущенную выгоду огромной. По данным Росстата за 2022 год, размер ненаблюдаемой экономики превышал 10% от объема ВВП — это больше 15 млрд руб. Сейчас ущерб может быть еще больше, полагают собеседники “Ъ FM”. Тему продолжит Владислав Викторов.

Фото: Евгений Павленко, Коммерсантъ

По данным Минэкономразвития, в России больше 10 млн зарегистрированных самозанятых. Для сравнения, по итогам прошлого года этих работников было чуть больше 8 млн. В Торгово-промышленной палате рост теневой экономики связывают в первую очередь с повышенным интересом к такому трудоустройству. Ситуацию усугубляет увеличение налоговой нагрузки. С 2025 года ставка налога на прибыль вырастет на 5% — до 25%.

Еще повышается МРОТ и плата за услуги ЖКХ. Все это подстегивает бизнес экономить и проводить трансацкии всерую, говорит основательница Orange Fitness и City Fitness Анастасия Юсина: «У нас есть проблема тех небольших незаметных спортивных залов, которые проводят выручку мимо кассы или платят сотрудникам в конверте. Теневой бизнес, который нам мешает, это тренеры, работающие нелегально и приходящие, например, в наши же залы тренировать своих клиентов, которых они где-то нашли, или предлагать нашим клиентам свои услуги. И каждый раз это скандал. Юридическая незащищенность фитнес-предпринимателей наносит нам очень серьезный ущерб».

Теневые предприниматели наводняют рынок контрафактными товарами, а это снижает доверие покупателей к оригинальным брендам, говорят эксперты. Кроме того, неконкурентные цены позволяют нелегалам привлечь больше клиентов, в результате чего честные бизнесмены теряют значительные суммы. Ущерб бюджету еще выше, отмечает вице-президент Торгово-промышленной палаты Елена Дыбова: «Предприниматели говорят о том, что на рынке должны быть равные условия, когда проверки приходят не только к тем, кто легально работает, но и как раз к тем, кто вообще работает в тени.

Штрафы для таких компаний должны быть на порядок выше. В этой сфере есть значительный потенциал, в том числе и для налоговых поступлений. Речь идет о миллиардах рублей».

Сами предприниматели говорят, что ослабить тененой сектор помогут преференции легальным игрокам рынка и полный переход на безналичные расчеты. Впрочем, регулирование требует комплексного подхода, и здесь важно не перестараться, говорит директор Центра исследования экономической политики экономического факультета МГУ Олег Буклемишев: «Все нарушения, связанные со внешнеторговой деятельностью, импортом и соблюдением авторских прав, делаются гораздо более простыми благодаря тому, что у нас в силу совершенно других обстоятельств, разрешен параллельный импорт.

Важно сильно не пережать, как это недавно произошло, допустим, с регулированием такси, в результате которого, по сути, этот вид деятельности оказался вытеснен в серую зону, и по возможности стараться как можно реже допускать параллельный импорт».

А пока о прекращении параллельного импорта речи не идет. Правительство продлило механизм на 2025 год, обещая постепенно сокращать перечень товаров. За два года сумма ввезенной параллельной продукции превысила $70 млрд.


С нами все ясно — Telegram-канал "Ъ FM".

Елена Тюленева

Вся лента