Напечатано сегодня
Как цифра меняет мир
Какими будут интерьеры, дизайн и архитектура будущего? Наши современники, кажется, уже нашли ответ на этот вопрос. Тема, все чаще обсуждаемая профессионалами,— применение 3D-печати для разработки и создания предметов дизайна и декора, а также строительных материалов.
Объемной печати, которую многие считают одним из новейших изобретений, на самом деле больше 40 лет. Первые образцы появились еще в 1980-х годах, когда японский дизайнер Хидео Кодама разработал систему быстрого прототипирования. Принцип работы его аппаратов был таким же, как в современных 3D-принтерах: распечатанный объект создавался послойно из фотополимеров. С тех пор технология заметно эволюционировала. Сегодня печатать можно из любых материалов, от стекла до песка, и в разных масштабах — от небольших кирпичиков до целых домов. Но главное — новые технологии позволяют создать формы, в которых легко читается соавторство компьютерных программ.
Стеклянные кирпичи
MIT
Инженеры Массачусетского технологического института придумали эстетичный, надежный и экологичный материал: напечатанные на 3D-принтере скругленные блоки из переработанного стекла, которые, как детали конструктора, крепятся в пазы. Эксперименты показали, что они достаточно прочны для использования в крупных проектах, а их структура позволяет пропускать свет, создавая уникальные эффекты. Этот материал может быть использован повторно после переплавки, что уменьшает строительные отходы и снижает негативное воздействие на окружающую среду.
Песчаная стена Nadarra
Барри Уорк
Не просто новый экспонат Музея будущего в Дубае, напоминающий декорации из космических фильмов, но и прототип вполне реальной архитектуры ближайших лет. Шестиметровая песчаная стена Nadarra — «самая сложная и детализированная из когда-либо распечатанных на 3D-принтере», как уверяет ее автор, архитектор-исследователь Барри Уорк. Автор считает, что за технологией 3D-печати из песка будущее строительства в странах Ближнего Востока: это наиболее доступный, экологичный и, бесспорно, самый органичный окружению материал.
New Delft Blue, Делфт
Studio RAP
Взглянуть на знаменитый делфтский фарфор под новым углом решила голландская студия RAP. Соединив алгоритмическое проектирование и 3D-печать, дизайнеры создали материал нового поколения, из которого можно складывать сложнейшие объемные узоры. Изразцы, получившие название New Delft Blue, были использованы для оформления арок жилого комплекса PoortMeesters в Делфте, высота которых 8 м, а глубина — 12 м. Чтобы создать поверхность, похожую одновременно на водную рябь и на переплетение листьев, RAP разработала алгоритм, который сгенерировал рельеф каждой плитки.
Space Bricks
Европейское космическое агентство
3D-печать домов становится реальностью. Но если подумать о будущем, то из чего, к примеру, можно будет строить дома на Луне? Европейское космическое агентство предложило в качестве материала версию кирпичика Lego, напечатанного на 3D-принтере из метеоритной пыли. Первые прототипы изготовлены из пыли метеорита возрастом 4,5 млрд лет, обнаруженного в 2000 году на северо-западе Африки, и пока выглядят довольно надежным и удобным в строительстве материалом. Lego с удовольствием поддержала начинание ученых, и «космические» кирпичики выставлены в 15 магазинах компании по всему миру: нынешние дети, когда подрастут, возможно, будут осваивать Луну.
Ресторан CAAA, Люцерн
External Reference
Студия из Барселоны, проектируя для шеф-повара Пьетро Каталано камерный ресторан в Люцерне, черпала вдохновение в кулинарных традициях трансальпийского региона и окрестного ландшафта. Главным акцентом в оформленном предельно лаконично светлом помещении стал необычный потолок, созданный из напечатанных на 3D-принтере деталей из целлюлозы, которые словно повторяют плавные линии заснеженных гор за окном. В вечернее время используется подсветка, которая напоминает о северном сиянии или лучах заката на заснеженных склонах гор.
Магазин Ecolaf, Мадрид и мебель для Театра Перейра
Nagami
Интерьер мадридского магазина экоодежды почти целиком выполнен из переработанного пластика. Проект обыгрывает образы тающих ледников и хрупкости экосистемы, а материалы — 3,3 тонны вторичного пластика, преимущественно медицинских отходов — наглядно иллюстрируют огромные возможности ресайклинга. Мраморный пол в трещинах добавляет пространству глубины и создает впечатление полярного ландшафта. Авторы интерьера — студия Nagami, ведущее испанское бюро в области прототипирования и 3D-печати. Помимо интерьеров в их портфолио мебель, сделанная совместно с крупными бюро. Из последних любопытных проектов студии — футуристичные кресла для Театра Перейра на Ибице.
Консольный столик Contourage
TOOJ
На последнем Миланском салоне стокгольмская студия TOOJ поучаствовала в выставочном проекте Alcova. Консольный столик Contourage был изготовлен по дизайну Йохана Вилена на 3D-принтере с использованием кварцевого песка и органического связующего вещества, полученного из кукурузной и рисовой шелухи и сахарного тростника. Песок придает ему бархатистую текстуру, а яркий цвет добавляет дизайн-объекту театральности и драматичности. Столик, который выглядит литым и массивным, на самом деле полый и легкий, что позволяет не только без труда перемещать его при необходимости, но и экономить экологичное сырье.
Плитка RePit, Оман
Nawa
Молодой оманский стартап представил на Dutch Design Week не содержащую пластика нить для 3D-печати с использованием финиковых косточек. Композитный материал, получивший название RePit (от слов repeat — «повторять» и pit — коcточка), был разработан как более экологичная альтернатива термопластичным нитям. Косточки фиников измельчаются и смешиваются с натуральной оманской глиной и пальмовыми волокнами. Команда напечатала из нитей необычной фактуры плитку, покрыла ее глазурью и обожгла — получился новый эффектный отделочный материал.
Светильник Haibu
Витторио Парадизо
Бренд Paolo Castelli Spa представил на Миланском салоне-2024 напечатанный на 3D-принтере светильник, сделанный из керамической нити: в процессе печати материал оседает, формируя щели, через которые мягко проникает свет. На первый взгляд абажур выглядит очень хрупким, ажурным и плетеным, но он достаточно прочен и надежен даже для использования под открытым небом.
Стул Shelly и столик Spherene
Питер Дондерс
Художник работает на стыке дизайна и современного искусства: его стул Shelly выполнен из бронзы и отличается плавными, органичными линиями, напоминая природные формы. Свободную, динамичную литую форму помогла создать технология 3D-печати. Сначала на 3D принтере был напечатан прототип, на его основе дизайнер отлил стул-скульптуру. Shelly — выдающийся пример того, как цифровые технологии и традиционные ремесла могут сочетаться, помогая друг другу. Новинка, впервые представленная публике в ноябре этого года, столик Spherene, демонстрирует, как при помощи ПО для 3D-моделирования можно оптимизировать использование материалов. Детали предмета, которые несут наибольшую нагрузку, усилены, а с декоративных элементов с меньшей структурной нагрузкой алгоритм удалил излишек материала.
Wonderdom в экопарке Ясно Поле
Тотан Кузембаев
Первая в мире напечатанная на 3D-принтере гостиница находится в России в экопарке Ясно Поле в Тульской области. Для создания архитектурных форм, которые отвечали бы и новым технологиям, и природному характеру места, заказчик проекта и основатель экопарка Дмитрий Черепков пригласил известного архитектора Тотана Кузембаева, который придумал пузатые округлые силуэты домов и широкие кровли-шляпы. Дома напечатаны из смеси бетона, арболита и других материалов на самых последних моделях строительных принтеров. Слоистые стены — одна из главных особенностей проекта — просто покрашены, но не скрыты за слоями штукатурки ни внутри, ни снаружи, придавая проекту характерный «печатный» облик.