От риска до готового бизнеса близко
Выгодно ли покупать точку по продаже фастфуда или ПВЗ
Сфера общепита стала самой популярной для приобретения готового бизнеса. Таковы результаты исследования «Авито» за третий квартал. По данным сервиса, кафе или точка фастфуда обойдется в среднем в 500 тыс. руб. Кроме того, большим спросом пользуются магазины и пункты выдачи заказов. Их открытие потребует порядка 1 млн руб. В чем риски покупки готового бизнеса? И каковы шансы заработать? Расскажет Александр Мезенцев.
Ресторанный бизнес собеседники “Ъ FM” называют низкомаржинальным, особенно в условиях высокой ключевой ставки. Отрасль столкнулась с оттоком инвесторов, которые вместо вложения в развитие точек питания, выбирают вклады в банках.
Несмотря на это, по статистике «Авито», интерес к покупке малого бизнеса в сфере общепита растет. Но цены кусаются, говорит омбудсмен ресторанного рынка Москвы Сергей Миронов: «Когда мы говорим о стоимости в 500 тыс. руб., это что-то совсем-совсем маленькое, наверное, палатка с шаурмой. Даже если открывать фастфуд в торговом центре, то это обойдется в 12-15 млн руб. Открывать точку на улице — маленькое кафе на 50 кв. м — 7 млн руб. Чебуречную меньше чем за 6 млн руб. открыть невозможно: это себестоимость. Булочная тоже обойдется примерно в 5 млн руб. хотя бы.
Бизнес, как правило, продается тогда, когда он не работает. Ты покупаешь уже изначально минусовый кейс».
Еще одна модель — покупка точки общепита по франшизе — куда понятнее для бизнесменов, продолжает Сергей Миронов. Например, открыть ресторан площадью 500 кв. м обойдется порядка 120-140 млн руб. И это не предел. Кроме общепита, в лидерах по покупке готового бизнеса пункты выдачи заказов, впрочем, по сравнению с 2023 годом они сдали позиции. Бизнес все чаще избавляется от ПВЗ — по сравнению с январем число лотов в продаже увеличилось вдвое, до 400. Всего же по стране работает порядка 100 тыс. таких точек. Рынок перенасыщен, отмечает владелец сети пунктов выдачи заказов Артем Бобцов: «Пик развития сетей пунктов выдачи заказов, видимо, пройден. Сети по крупным городам-миллионерам и особенно в европейской части России, полностью сформированы.
Маркетплейсы охватили все населенные пункты, какие холтели, включая деревни. Мы видим, что владельцы где-то избавляются от убыточных ПВЗ, пытаются их продать и отчасти теряют интерес к этому бизнесу, поскольку доходность довольно сильно упала.
И если год назад открытый в хорошем месте пункт выдачи мог себя окупить за шесть-девять месяцев, то сейчас очень сложно найти локацию, где ПВЗ бы за два года».
Среди популярных сфер по покупке готового бизнеса красота и здоровье, IT, туризм, строительство и производство. И во всех предприниматели серьезно рискуют, ведь появилась проблема оттока кадров, подчеркивает глава компании «Infoline-Аналитика» Михаил Бурмистров: «В условиях повышения ключевой ставки и моментов, связанных с охлаждением потребительского спроса, с одной стороны, риск при покупке готового бизнеса растет.
С другой, приобретение готового дела, очевидно, решает ряд проблем клиента, особенно в том случае, когда речь идет о хорошо подготовленном пакете документов и упакованном бизнесе. Основной риск — то, что сотрудники завтра скажут: "Вы знаете, извините, но мы уходим в другое место работать". И в этой ситуации стоимость бизнеса сразу же резко девальвируется».
Как писал РБК, на дефицит работников жалуются почти 90% российских компаний. К осени нехватка составила почти 5 млн сотрудников. Тем временем безработица находится на рекордно минимальных значениях, к середине 2024 года ее уровень снизился до 2,6%.
С нами все ясно — Telegram-канал "Ъ FM".