«Цифровизация юридических процессов — единственный шанс идти в ногу с развитием ТЭКа»
Как меняются технологии в энергетическом секторе
Правовая функция топливно-энергетического комплекса (ТЭК) стремительно меняется вслед за новыми запросами отраслевых игроков. Неотъемлемой частью работы юристов за последние несколько лет стало использование цифровых инструментов, ускоряющих процессы. О том, какие технологии сейчас наиболее востребованы в ТЭКе, что они дают бизнесу и как будут развиваться дальше, “Ъ” рассказала генеральный директор «Газпромнефть Экспертные решения» Евгения Волковская.
— Недавно завершился правовой саммит «ТЭК и Право. Нелинейность» для юристов топливно-энергетического комплекса, который ваша компания организует для отрасли второй год подряд. Что изменилось с прошлого года и насколько мероприятие востребовано среди отраслевых специалистов?
— Основное изменение — сам формат мероприятия: теперь саммит «ТЭК и Право» — это два дня насыщенной программы. В этом году мы обсудили не только юридические вопросы, но и сделали акцент на цифровизацию. На саммите мы представили ИТ-сервисы, которыми уже пользуются наши клиенты. Цель — показать возможности, которые предоставляют наши решения для бизнеса, и получить идеи для дальнейшей разработки.
Второй день остался концептуально прежним: саммит продолжает собирать корпоративных юристов для открытого обсуждения актуальных проблем отрасли, чтобы вместе находить решения. За год многие сдружились, нашли профессиональные точки пересечения, начали формировать единые правовые позиции от целой совокупности недропользователей, что особенно важно для отрасли в судах. Программа саммита в этом году — это результат коллективного творчества, благодаря чему она получилась более сбалансированной и качественной. Начиная его подготовку, мы собрали мнения коллег из отрасли, какие темы им были бы наиболее интересны.
— Насколько важен сейчас процесс цифровизации для ТЭКа? Как давно юридическая функция «Газпром нефти» использует подобные технологии?
— Цифровизация юридических процессов — это единственный шанс успеть за бизнесом энергетической отрасли. Мы работаем с цифровыми инструментами уже более пяти лет и продолжаем их совершенствовать.
Поначалу перед нами стояла утилитарная задача — автоматизировать потоковые традиционные задачи. Так появились решения — система экспертных консультаций ЛЕКСТ, система для консолидации информации о судебно-претензионной работе КЮРАСАО и Единая цифровая платформа правовых сервисов. Но в процессе мы поняли, что одной автоматизации недостаточно. Цифровизация потребовала пересмотра самих бизнес-процессов.
— Насколько активно юридический сектор «Газпром нефти» использует цифровые технологии?
— У нас есть комплекс цифровых инструментов, закрывающий потребности правовой функции по всем направлениям работы. Одни механизмы облегчают рутинную работу юристов, другие помогают выстроить бизнес-процессы, третьи ускоряют аналитику и позволяют лучше обрабатывать данные.
К примеру, Конструктор договорных и деловых документов экономит много времени и сил. В подобный конструктор можно загрузить уже утвержденные части договоров, из которых собирается итоговый документ. Из конструктора договор автоматически загружается в систему электронного документооборота и больше не требует правовой экспертизы. Конечно, такие решения на рынке есть, но крупному бизнесу покупка коробочного решения неинтересна. Крупный бизнес, как правило, идет по пути самописных программ, которые учитывают внутренние корпоративные нормы и правила, попадающие в договор. Создание договора из предсогласованных частей помогает бизнесу, с одной стороны, проще оформлять договорные отношения, с другой — придерживаться системы комплаенса компании.
Особенностью нашего проекта стало применение юридического дизайна. Благодаря тому что все глобальные условия сотрудничества с «Газпром нефтью» вынесены на официальный сайт, договор стал гораздо короче и проще для восприятия владельцами договора.
— В перечне продуктов вы назвали ЛЕКСТ. Эта система появилась одной из первых и она автоматизировала весь юридический консалтинг?
— Пока не весь. Существуют направления, где мы используем традиционные подходы к консультированию. В ЛЕКСТ мы пошли по пути решения комплексных задач клиента в одном сервисе. Мы поняли, что часто поступают запросы, где нужна не только юридическая экспертиза, но и мнения смежных специалистов, например по налогам, экономике или кадровому учету. Либо запрос охватывает широкий спектр юридических вопросов, которыми у нас занимаются разные эксперты. Такие запросы распределяются сразу на несколько практик, но клиент при этом получает консолидированный ответ. Приоритетом в консалтинге для нас являются скорость и информированность клиента о статусе его запроса. Мы дополнили систему механизмом семантического анализа, чтобы юрист видел похожие обращения и формировал ответ быстрее, а клиент мог найти ответы по интересующей его тематике. Сейчас системой пользуются более 10 тыс. сотрудников группы. С одной стороны, такая система приводит к валу обращений, но с другой — упрощает жизнь бизнеса. Пусть лучше клиент спросит, чем сделает на свой страх и риск.
— А как вы контролируете ресурсную эффективность и время?
— Мы разработали и используем Единую цифровую платформу правовых сервисов для трекинга задач и биллинга времени. Эта форма учета позволяет нам не только видеть общую загрузку ресурсов, но и анализировать спрос на правовые услуги. Такой подход дает стратегический контроль и возможность прогнозировать, какие виды экспертиз понадобятся бизнесу в будущем.
— Используете ли вы ИИ в своих системах?
— Да, безусловно. Мы развиваем ИИ, который активно используется в системе документооборота и помогает с семантическим подбором юридических практик под запрос клиента. Сейчас задачи ИИ контролируются людьми, но мы видим, как растет точность распределения, и стремимся к полной автоматизации. Мы также обучаем ИИ, чтобы повысить точность разметки документов для выявления случаев обязательных корпоративных одобрений. В ЛЕКСТ, как я уже говорила, мы используем семантический анализ для поиска похожих обращений и определения темы в рубрикаторе, чтобы упростить пользователю заведение запроса в системе.
— Были ли примеры, когда базовая автоматизация помогла сократить время и ресурсы без сложных интеграций с другими технологиями?
—Да, у нас есть такой пример. Мы создали Систему учета интеллектуальной собственности и распространили ее на всю группу компаний. База данных позволяет анализировать, учитывать и контролировать интеллектуальные активы, и, по сути, она не только сэкономила средства, но и ускорила процессы работы с патентами, авторскими правами и коммерческими лицензиями.
Сегодня система помогает нам контролировать делопроизводство в патентных ведомствах, автоматизировать расчет патентных пошлин и направлять автоматические уведомления о ключевых событиях по объектам управления. Вся информация доступна на дашбордах, которые формируют и позволяют быстро выгружать отчеты для отслеживания статуса и анализа результатов работы.
— Какие перспективы у цифровых сервисов?
— Каждый инструмент развивается по своему направлению. Мы нацелены на интеграцию сервисов, чтобы создать удобную и бесшовную среду для работы. Такую среду, в которой юрист мог бы легко переключаться между системами и работать с максимальной эффективностью.
Обучение нейросетей в этом процессе — ключевая задача. Мы стремимся, чтобы ИИ не просто сортировал информацию, но и выдавал рекомендации, помогал находить паттерны и давал подсказки. Обучение происходит на основе конкретных задач — как рутинных, так и комплексных — и включает в себя адаптацию ИИ к меняющимся требованиям бизнеса. Программа не заменит юриста, но значительно упростит его работу.
— Как компания обеспечивает безопасность данных в рамках цифрового взаимодействия?
— Безопасность данных — это наш главный приоритет при разработке любых цифровых решений. Мы используем несколько уровней защиты: от сетевых протоколов и шифрования до системы распределенных прав доступа, чтобы каждый пользователь мог получить только ту информацию, которая необходима для его работы. Тесты на уязвимость и аудит безопасности проводятся регулярно. Важный акцент мы также делаем на обучении сотрудников безопасной работе с данными. Это помогает не только реагировать на потенциальные угрозы, но и предупреждать их на самых ранних стадиях.
— Сможет ли когда-нибудь технология заменить юриста?
— Мы в шутку задавали этот вопрос нейросети и получили ответ, что правовая служба без юристов возможна. Мое мнение? Все это преувеличено. ИИ, конечно, делает работу юристов быстрее и во многих случаях точнее. Но, чтобы разрешить сложный, нелинейный юридический вопрос, нужны адаптивность и человеческий ум, погружение в саму суть дела, чувство правовой материи. В отличие от цифры, человек обладает интуицией, эмпатией и чувством ответственности за предложенные решения. Только естественный интеллект способен придать уверенности в правильности решения или остановить небезопасное действие.