Селфи с отрубленной рукой
Шесть лет назад стартовал процесс над «краснодарскими каннибалами»
«Ъ-Кубань» продолжает писать о громких преступлениях в регионе, которые получили общественный резонанс. Одно из таких дел — дело «краснодарских каннибалов», которых, возможно, и не было. В конце октября 2018 года в Прикубанском районном суде столицы Кубани начался резонансный процесс по делу «краснодарских каннибалов». Суд начался спустя год после того, как дорожные рабочие нашли телефон с шокирующими снимками. Следствие быстро установило, что на них позировал Дмитрий Бакшеев — он кусал отрубленную человеческую руку. Суд принял версию обвинения, что Бакшеев убил случайную знакомую по требованию своей жены, после чего расчленил тело. В материалах суда факт каннибализма не фигурировал, экспертиза не смогла определить, было ли человеческим мясо, остатки которого нашли на плите и в холодильнике в доме обвиняемых. Тем не менее супругов прозвали «краснодарскими каннибалами». Бакшеева осудили на 12 лет, его жену — на 10. Защита продолжает настаивать на их невиновности, поскольку в деле нет прямых доказательств причастности Бакшеевых к убийству, а все обвинение было построено на самооговоре.
В конце октября 2018 года в Прикубанском районном суде Краснодара стартовал резонансный процесс над супругами Дмитрием и Натальей Бакшеевыми, прозванными СМИ «краснодарскими каннибалами».
От начала расследования этого дела до суда прошел год. 11 сентября 2017 года дорожные рабочие, реконструирующие улицу Тургенева, нашли смартфон и ужаснулись, посмотрев на нем фотографии. На снимках мужчина позировал с частями человеческого тела, в частности, кусал отрубленную человеческую руку. Дорожники выложили снимки в интернет, после чего фотографиями заинтересовались следователи. В короткие сроки был установлен хозяин смартфона — живущий в общежитии летного училища Дмитрий Бакшеев.
Расследованием занималось Следственное управление СКР по Краснодарскому краю. По версии следствия, которая впоследствии была принята судом и коллегией присяжных заседателей, 36-летний Дмитрий Бакшеев убил 34-летнюю Елену Вахрушеву по указанию своей жены Натальи. Якобы она приревновала мужа к ранее незнакомой женщине, с которой супруги 8 сентября 2017 года распивали спиртные напитки на пустыре в районе летного училища на углу улиц Дзержинского и Гастелло. Дмитрий, находящийся «в зависимости от воли супруги», достал из рюкзака нож и убил Елену двумя ударами в сердце, после чего супруги Бакшеевы расчленили тело жертвы, часть бросили в яму неподалеку, а часть забрали с собой, говорится в материалах следствия.
По версии следствия, которая впоследствии была принята судом и коллегией присяжных заседателей, 36-летний Дмитрий Бакшеев убил 34-летнюю Елену Вахрушеву по указанию своей жены Натальи
Пресс-служба СУ СКР по Кубани сообщала тогда, что в ходе обыска по месту жительства супругов в общежитии авиационного училища следователь обнаружил фрагменты человеческого тела в солевом растворе. «Кроме того, на кухне были изъяты фрагменты пищи и замороженные мясные части неизвестного происхождения. Согласно заключению проведенной генетической экспертизы, изъятые образцы принадлежат убитой женщине. В подвале дома и на прилегающей территории были обнаружены и изъяты некоторые останки тела убитой»,— рассказала госпожа Трифонова.
Суд в качестве меры пресечения отправил супругов Бакшеевых на время следствия в СИЗО. В прессе семейную пару окрестили «краснодарскими каннибалами», несмотря на то, что на допросах ни Наталья, ни Дмитрий не признали, что употребляли мясо убитой женщины в пищу. В зале суда также домыслы о каннибализме обвиняемых, растиражированные СМИ и городскими пабликами, не рассматривались за недоказуемостью. Экспертиза в итоге не смогла установить, было ли в холодильнике и на плите дома у Бакшеевых человеческое мясо или же это была свинина.
Уголовное дело 37-летнего Дмитрия Бакшеева выделено в отдельное производство, поскольку в отношении него и его жены была проведена психолого-психиатрическая судебная экспертиза. Оба признаны вменяемыми.
Как уточняли «Ъ-Кубань» в СУ СКР по краю, во время предварительного следствия Бакшеев находился в СИЗО, но летом 2018 года его на время переводили в специальную больницу в связи с выявленным у него опасным заболеванием, которое, по данным следствия, угрожает его жизни. Как стало известно «Ъ-Кубань» от адвокатов подследственного, у Дмитрия был туберкулез в закрытой форме и инсулинозависимый диабет.
Адвокат Натальи Бакшеевой Вера Алифиренко рассказывала, что ее подзащитная периодически находилась в психиатрической клинике, поскольку имеет серьезные заболевания, и все предоставленные следствием документы подписала под воздействием транквилизаторов.
Про Елену Вахрушеву известно, что она жила в районе рубероидного завода и злоупотребляла спиртными напитками. В день ее гибели она вышла из дома якобы в поисках спиртного. Сожитель, который последний видел Елену, заявил о ее пропаже только спустя 11 дней, когда фото девушки появилось во всех новостях, после чего спешно покинул квартиру и уехал к матери в Анапу. Господин Аванесян предполагает, что сосед убитой Вахрушевой, а также двое его ранее судимых сыновей могут знать, что же случилось на самом деле, поскольку именно к ним женщина отправилась за выпивкой. Тем не менее адвокат утверждает, что упомянутые сыновья, которые учились вместе с убитой, имеют мастерскую с инструментом, работают в водоканале (яма, где нашли останки Вахрушевой, выкопана сотрудниками водоканала), а также, вероятно, имели связь с женщиной, даже не допрошены следствием. Все эти факты защитник изложил следователям, однако их дальнейшего расследования, по его словам, не последовало.
27 февраля 2019 года Прикубанский районный суд Краснодара, основываясь на вердикте присяжных заседателей, который был вынесен 4 февраля, приговорил 43-летнюю Наталью Бакшееву к десяти годам лишения свободы за подстрекательство к убийству (ч. 4 ст. 33, ч. 1 ст. 105 УК РФ). 36-летний Дмитрий Бакшеев 28 июня 2019 года был осужден той же инстанцией к 12 годам и двум месяцам колонии строгого режима за убийство Елены Вахрушевой (ч. 1 ст. 105 УК РФ) и надругательстве над телом убитой (ч. 1 ст. 244 УК РФ). Апелляционные коллегии оставили приговоры без изменений, они вступили в законную силу. Супруги, изначально давшие признательные показания, к моменту оглашения приговора отказались от них, заявив, что оговорили себя под давлением следствия.
«Мы считаем, что наши подзащитные невиновны. Уголовные дела пронизаны множеством несостыковок, а обвинение строится только на признательном показании Дмитрия, которое он дал под воздействием пыток. Более того, настоящие убийцы Елены Вахрушевой находятся на свободе, и мы даже знаем круг лиц, которые могут быть причастны к преступлению»,— заявил позже на пресс-конференции адвокат Алексей Аванесян, представлявший интересы Дмитрия Бакшеева.
«Мы считаем, что наши подзащитные невиновны. Уголовные дела пронизаны множеством несостыковок, а обвинение строится только на признательном показании Дмитрия, которое он дал под воздействием пыток»
Господин Аванесян заявил прессе, что в тот день Елена Вахрушева вышла из своего дома, который находится за девять километров от места якобы совершенного преступления, поэтому непонятно, как и зачем она, обутая в сланцы, прошла такой путь, чтобы выпить с незнакомыми людьми. Кроме того, адвокат указывает, что на месте преступления не было найдено следов крови, что следователи списали на прошедший накануне дождь. Также, по словам защитника, вызывает вопрос способ убийства Елены Вахрушевой — два удара в сердце, но самого сердца в перечне обнаруженных фрагментов тела убитой не было.
Есть еще множество нестыковок, на которые обращают внимание адвокаты.
Дмитрий Бакшеев был болен диабетом, у него был «залеченный» туберкулез, он страдал «синдромом Плюшкина», а уровень его развития, как сообщил Алексей Аванесян, лично общавшийся с осужденным, остановился на 14-летнем возрасте. Наталья в прошлом была замужем за военным, участвовала в качестве медсестры в чеченских кампаниях и впоследствии страдала от панических атак. По версии защиты, 8 сентября Бакшеев во время прогулки нашел красивые синие пакеты и решил забрать их домой. Дома, увидев, что внутри пакетов лежат части человеческого тела, Бакшеев для снятия стресса выпил бутылку водки и стал делать фото с отрубленными частями тела. Спустя пару дней он потерял этот смартфон.
Адвокаты не исключают, что Дмитрий сознался в убийстве под давлением, а возможно, пытками следователей. Наталья же, страдающая психическим расстройством и постоянно находящаяся под воздействием препаратов, а также злоупотребляющая алкоголем, во время беседы с защитниками призналась, что совершенно не помнит события злополучного дня, а также момент своего признания.
Все последующие апелляционные и кассационные жалобы адвокатов на приговоры супругов Бакшеевых были оставлены без удовлетворения.
В итоге Наталью Бакшееву отправили отбывать десятилетний срок наказания в колонию под Новочеркасском, а Дмитрий Бакшеев 16 февраля 2020 года во время этапа скончался в Межобластной туберкулезной больнице №19 ФСИН (МОТБ-19). В феврале 2024 года бывшего главврача тюремной больницы МОТБ-19 Тиграна Мкртчяна приговорили к двум годам лишения свободы в колонии-поселении. Его признали виновным в халатности, повлекшей по неосторожности смерть человека (ч. 2 ст. 293 УК РФ). Экспертиза показала, что Дмитрий Бакшеев скончался из-за осложнений при диабете — ему не оказали вовремя необходимую помощь, не дали дозу инсулина. Ранее суд признал виновной в этом врача-эндокринолога Лусине Григорян, которой запретили вести врачебную деятельность в течение двух лет. Но из-за истечения срока давности преступления наказание было отменено.
22 февраля 2020 года адвокаты Алексей Аванесян и Юлия Федотова за свой счет похоронили Дмитрия Бакшеева на одном из кладбищ Ростова-на-Дону. Наталья в настоящий момент еще отбывает назначенное ей наказание.