Российские лекарства повышают концентрацию

Смогут ли отечественные препараты заместить импортные в списке жизненно необходимых

Как минимум 90% из перечня жизненно необходимых лекарств займут российские препараты, о таких прогнозах к концу 2025 года сообщили в Минздраве. Сейчас таковыми определены свыше 800 непатентованных наименований и более 5 тыс. торговых названий. В мае 2024-го ведомство отчитывалось, что 80% из них производятся на территории РФ. Летом правительство изменило правила формирования перечня. Российские лекарства или те, производство которых локализовано, получили приоритет при включении список.

Фото: Александр Коряков, Коммерсантъ

Кроме того, у иностранных фармкомпаний очень мало шансов попасть на государственные торги, рассказала гендиректор «Торгового дома "Аллерген"» Алла Денисова: «Импортозамещение реально идет. Насчет 90% по вакцинам не знаю, но они стремятся хотя бы 70% занять. Клинические исследования с точки зрения вакцин и препаратов крови, например, надеются за 2025 год закончить. Сейчас работает принцип "третий лишний": допустим, два российских производителя подают на государственные торги, и если такое же желание высказывает третий игрок, иностранный, то он просто не допускается. А с 2025 года, говорят, "второй лишний" начнет действовать: если есть отечественная компания, то сразу контракт заключается с ней. Все импортное не имеет шансов на государственном рынке».

Стоимость лекарств из перечня жизненно важных регулируется государством, препараты предоставляются пациентам по льготам. Производители могут поднять цены, если медикамент в дефиците или есть такая угроза. Однако начальную сумму контракта при объявлении аукциона рассчитывают в том числе с учетом средневзвешенной стоимости на прошлых торгах. Как писал РБК, летом фармпроизводители попросили пересмотреть закупочные цены на лекарства из списка. Профильная ассоциация пожаловалась, что все больше аукционов в итоге вовсе не проводится. Между тем локальное производство препаратов в любом случае зависит от поставок зарубежного сырья, отметил председатель Российской ассоциации фармацевтического маркетинга Герман Иноземцев:

«В основном в этот список включаются очень серьезные значимые препараты, но с акцентом на те, которые уже имеют российские аналоги. Обратная сторона медали в том, что новейшие лекарственные средства, которые разработаны в мире, конечно, сейчас в перечень попадают в наименьшей мере, так как их поставки не гарантированы. Был логичный ход со стороны Минздрава — просто не включать такие препараты в этот список. Если говорить о российских производителях и их сложностях, то включение в него — это как будто бы обоюдоострый нож.

Внесение вашего препарата в этот перечень — это некая гарантия допуска к государственным торгам, поставкам по муниципальной, федеральной, ведомственной закупке и так далее. С другой стороны, там очень сильно контролируется цена.

Когда вы закупаете сырье из-за рубежа, даже из Китая или Индии, то все равно его цена привязана к валюте и логистическим расходам. Получаются такие экономические "ножницы", когда компаниям становится просто невыгодно производить медикаменты. Если возникает такая ситуация, что игроки, один или несколько, отказываются от производства просто потому, что это экономически невыгодно, то это грозит проблемой с обеспечением препаратом в масштабах страны».

Как показали результаты опроса сообщества «Врачи РФ», почти 80% российских медиков жалуются на дефицит лекарств. Всего было заявлено о недостатке более 400 наименований, более 70 из которых входят в перечень жизненно важных. При этом в Минздраве заявили, что ситуация не влияет на качество оказания помощи.


С нами все ясно — Telegram-канал "Ъ FM".

Александра Абанькова

Вся лента