«В лучшем случае инвестиции окупятся за пять лет»
Директор по продажам ГК «А-Драйв» Виктория Тихомирова о развитии электрозарядной инфраструктуры для автомобилей
В регионах Черноземья растет число автомобильных электрозарядных станций (АЭЗС). По данным правительств регионов, размер вложений инвесторов в АЭЗС только до конца 2024 года может составить 288,1–569,5 млн руб. У инвесторов могут возникать сложности с информационной инфраструктурой и прокладкой коммуникаций, однако это лишь временные «болезни роста». Подробнее об этом рассказала директор по продажам ГК «А-Драйв» (официальный дилер гибридов и электромобилей Voyah, M-Hero, Seres Aito в Воронеже и Белгороде) Виктория Тихомирова.
Исходя из сегодняшней практики эксплуатации электромобилей в Воронеже и работы зарядных станций для них, мы видим несколько основных факторов, затрудняющих развитие зарядной инфраструктуры. Оговорюсь, что это лишь временные «болезни роста», решение которых — вопрос времени.
Для возможности быстрой зарядки необходимо подключение станции к трехфазной сети с достаточно высокой для уличного оборудования мощностью. Поэтому существующие объекты открыты на заправках или парковках торговых центров, где есть свободная емкость. Мы смогли установить на территории дилерского центра две зарядные станции мощностью по 60 кВт за счет того, что имеем свою подстанцию. А найти свободную мощность просто на улице в Воронеже непросто. Сложности возникают и с прокладкой коммуникаций. Станция требует подведения дорогостоящего силового кабеля диаметром от 5 см, тянуть его слишком далеко от источника затратно.
В остальном же монтаж зарядной станции для электромобиля немногим отличается от установки паркомата, которых в Воронеже немало. Всего на территории Воронежской области сегодня установлено более 50 станций, половина из них — быстрые. Одновременно растет и интерес к электромобилям. За год их число в Воронеже удвоилось — к началу 2024-го в городе насчитывалось уже более 1,7 тыс. электрокаров.
Еще одна проблема связана уже не с технической стороной, а скорее с культурой водителей. Владельцы электрокаров постоянно сталкиваются с тем, что доступ к зарядным станциям на парковках в центре перекрыт припаркованными автомобилями с ДВС, несмотря на установленные знаки, запрещающие им стоянку в этом месте.
Есть сложности и с информационной инфраструктурой. Большинство станций в городе работают в онлайн-режиме через приложение. И были случаи, когда они устанавливались на подземных парковках торговых центров, где попросту не ловит мобильная сеть. Также станции работают на различных платформах, поэтому водителям приходится устанавливать приложение для каждой.
Мы неоднократно слышим вопросы о безопасности зарядных станций. С этой точки зрения зарядка для электромобилей значительно опережает традиционные заправки. Каждое такое оборудование — технологичное устройство, контролирующее процесс пополнения батареи, избегающее утечек тока, перегревов и повышенных нагрузок. На станциях используются специальные многопиновые разъемы с контролем температуры контактов. Зарядный кабель — с тройной изоляцией. При соблюдении правил эксплуатации это оборудование точно так же безопасно, как и домашняя электротехника.
Экономика эксплуатации зарядных станций сегодня позволяет прогнозировать, что в лучшем случае инвестиции в эти проекты могут окупиться минимум за пять лет. Такую оценку мы можем дать по собственной практике, исходя из стоимости станции мощностью 60 кВт в 1,8 млн руб. и учитывая разницу тарифов. Для клиента зарядка обходится в 19 руб. за кВт/ч. Тариф предприятия — 6-7 руб. кВт/ч. И это без учета затрат на обслуживание, эксплуатацию и амортизацию.
Развивающаяся, но пока еще недостаточная инфраструктура электрозаправок в Воронежской области подталкивает владельцев заряжать свои автомобили дома. Это несложно организовать в частном секторе или небольшой многоэтажке. Заводская зарядка на 10-15 кВт, подключенная к трехфазной сети на паркинге, за ночь восстановит полностью разряженный аккумулятор. Возможна и зарядка от обычной розетки, но она потребует примерно вдвое больше времени.