В Париже почтили неизвестных солдат
Президент Франции и премьер Британии вместе отметили День Компьенского перемирия
11 ноября во Франции отметили один из самых больших праздников — День Компьенского перемирия, положившего конец Первой мировой войне, которую в Европе называют Великой. На празднование 106-й годовщины этого события к французскому президенту Эмманюэлю Макрону приехал глава правительства Великобритании — главного союзника Парижа в Первой мировой — Кир Стармер. Рассказывает корреспондент «Ъ» во Франции Алексей Тарханов.
Церемония состоялась, как всегда, у Триумфальной арки, где с 1923 года горит огонь над Могилой Неизвестного Солдата Первой мировой войны. Огонь был зажжен в надежде на то, что Франция, потерявшая в том конфликте почти полтора миллиона сыновей, больше не узнает ужасов войны,— но с тех пор горит как напоминание о том, сколько раз несчастия не удалось избежать.
Франция участвовала во Второй мировой с позорным поражением и счастливым спасением, колониальных войнах, испортивших жизни двух поколений, специальных миссиях, с которыми французские военные отправлялись на Балканы и в Африку. Наконец, в этом ряду и события на Украине: Париж, сначала попытавшись выступить посредником, выбрал позицию военной и дипломатической поддержки Киева.
На встрече в Елисейском дворце, предшествовавшей церемонии у Триумфальной арки, президент Франции Эмманюэль Макрон и премьер-министр Великобритании Кир Стармер подтвердили «решимость поддерживать Украину» вне зависимости от того, как изменятся отношения между Киевом и Вашингтоном.
Между тем ключевой вопрос, наверняка обсуждавшийся на встрече,— проблема общеевропейской обороны, связанная, с одной стороны, с позицией России, где политики повторяют тезис о «враждебной Европе», а с другой — с намерением Дональда Трампа уменьшить расходы на оборону своих союзников. Его желание, чтобы страны НАТО надеялись прежде всего на самих себя, давно услышано и беспокоит европейцев.
На недавних мероприятиях в Будапеште (на прошлой неделе там состоялись встреча Европейского политического сообщества и саммит ЕС) Эмманюэль Макрон прямо поставил этот вопрос перед коллегами: «Мы здесь не для того, чтобы комментировать избрание Дональда Трампа, он был выбран американским народом, и он будет защищать интересы американцев. Главный вопрос: готовы ли мы защищать интересы европейцев?» Французский лидер не обвинял Дональда Трампа в том, что тот бросает Европу на произвол судьбы. В определенном смысле намерения американского президента только подтверждают позицию Эмманюэля Макрона: «Мы, европейцы, не можем вечно делегировать заботу о нашей безопасности американцам».
Эмманюэль Макрон считает, что в Европейском союзе именно Франция должна сыграть роль лидера, пробудив «стратегическое сознание» Европы.
Он основывает это право на достаточно сильной французской армии, но прежде всего — на положении единственной в Евросоюзе страны, обладающей арсеналом ядерного сдерживания. В этом смысле Британия, покинувшая ЕС, но не НАТО и также обладающая ядерными силами, выглядит идеальным союзником для того, чтобы общими усилиями заменить американский «ядерный зонтик» европейским.
Встреча над солдатской могилой выглядела отчасти демонстрацией нового европейского единства перед лицом ощущаемой угрозы, выступлением «новой Антанты» — прежней как раз исполнилось в этом году 120 лет. Конечно, рядом с руководителями Франции и Британии не было в этот раз канцлера ФРГ Олафа Шольца. Во-первых, потому, что ему пришлось бы праздновать капитуляцию Германии, к которой она была принуждена в 1918 году. Во-вторых, потому, что его позиции внутри страны зашатались, почти как позиции сменявших друг друга имперских министров Вильгельма II. Но в «новой Антанте», если она появится, Германии, несомненно, предстоит сыграть свою роль.
День перемирия, заключенного 11 ноября 1918 года в 11 часов (в тот момент, когда германские, французские, британские, американские, итальянские войска находились в стадии полного истощения), стал для народов Европы неожиданным счастьем.
Эту удачу вспоминают и празднуют каждый год. К нынешнему 11 ноября некоторые СМИ выступили с робкими пожеланиями: как хорошо было бы, если бы новая европейская война закончилась поскорее и стала историей. Другие в ответ упрекнули их в прекраснодушии, напоминая о том, что пламя над Могилой Неизвестного Солдата горит уже более ста лет, о том, что с 2012 года праздник Перемирия посвящен всем павшим на всех войнах — прежних, нынешних и будущих. Их чествуют разом, чтобы не углубляться в детали и объяснения.