«В Киеве задумались о "плане Б"»
Максим Юсин — об отношениях Украины и США при Дональде Трампе
Президент Франции планирует обсудить с новым генсеком НАТО ситуацию на Украине: Эмманюэль Макрон примет Марка Рютте в Елисейском дворце, чтобы выработать позицию по поддержке Киева на фоне победы на выборах в США Дональда Трампа. Ранее тот же вопрос в беседе с избранным американским президентом поднимал премьер Нидерландов Дик Схоф. А министр обороны ФРГ Борис Писториус, выступая на конференции в Берлине, не исключил, что новый глава Белого дома пойдет на сделку по Украине без учета интересов Киева и Европы. Обозреватель “Ъ” Максим Юсин задумался о том, какую тактику изберут сам Владимир Зеленский и его команда в общении с будущей администрацией Дональда Трампа.
По мере того, как у союзников Соединенных Штатов проходит первый шок после победы Дональда Трампа, в европейских столицах задумываются о том, как жить в ближайшие четыре года и выстраивать диалог с будущей республиканской администрацией. Политиков, которым смена власти в Вашингтоне однозначно на руку, в Европе можно пересчитать по пальцам одной руки. Это прежде всего венгерский премьер Виктор Орбан, в некоторой степени — его словацкий коллега Роберт Фицо и глава итальянского правительства Джорджа Мелони.
Остальные же президенты и премьеры стараются делать хорошую или хотя бы нейтральную мину при плохой игре, скрывать досаду и разочарование: с демократической командой в Белом доме им было гораздо комфортнее работать, чем с ее потенциальными преемниками.
А некоторые европейские политики, слишком далеко зашедшие в свое время в словесной войне с Трампом и допустившие в его адрес личные выпады, теперь заняты борьбой с журналистами, которые публично напоминают их прежние высказывания. На днях в такой ситуации очутился польский премьер Дональд Туск, еще недавно обвинявший политика в работе на российские спецслужбы. Когда журналистка напомнила об этом в ходе пресс-конференции, Туску было весьма неуютно.
Но в самом неприятном положении оказалось украинское руководство. В ходе избирательной кампании в США оно однозначно делало ставку на Камалу Харрис, подтверждением чего стала нашумевшая поездка Владимира Зеленского на оружейный завод в «колеблющемся» штате Пенсильвания в сопровождении губернатора-демократа Джошуа Шапиро. Сейчас в Киеве экстренно вырабатывают «план Б» — тактику взаимодействия с будущей республиканской администрацией. Наиболее четко ее возможный вариант изложил в недавнем интервью бывший украинский премьер-министр Арсений Яценюк. По его мнению, главная задача — суметь убедить Трампа и его команду, что страна важна для них не сама по себе, а как ценный актив в геополитическом противостоянии с «авторитарной осью», к которой он относит Китай, Иран, Северную Корею и Россию.
В Киеве понимают, что с республиканцами бесполезно говорить в категории ценностей (демократия, жертва агрессии и так далее), как с их предшественниками в Белом доме. У них прагматический, в чем-то циничный подход, и общаться с ними надо соответственно.
Следует попытаться убедить Трампа, что Москву уже не оторвать от Пекина (главного противника в глазах будущего американского президента), что Россия и Китай отныне — один блок, один альянс, враждебный Америке, и помощь Украине в этой парадигме — идеальный способ ослабить, обескровить одного из его участников, а значит, и весь альянс. Этот план при всей его изощренности имеет один существенный изъян. В нем не учтен психологический фактор, а именно та усталость от Украины, то раздражение ее лидерами (а иногда и откровенное пренебрежение), которые зачастую проскальзывают в высказываниях и публикациях членов команды республиканца — от вице-президента Джей Ди Венса до Илона Маска и сына избранного лидера США Дональда Трампа-младшего.
Если подобное отношение уже сложилось, если украинских лидеров воспринимают как людей, главная функция которых — выпрашивать иностранную помощь, сложно представить, что в какой-то момент к ним станут относиться серьезно и уважительно, как к ключевому партнеру в выстраивании геополитической оси и противостоянии с противниками Соединенных Штатов. С учетом психологии республиканца для него гораздо логичнее будет попытаться вначале договориться с Владимиром Путиным, заключить с ним сделку, как в бизнесе, откуда Трамп пришел. Ну а уж если не получится, тогда рассмотреть иные варианты. Но опять-таки не факт, что даже в этом случае Украина Владимира Зеленского будет рассматриваться как важный союзник и достойный уважения партнер.
С нами все ясно — Telegram-канал "Ъ FM".