«До самой кончины Петра I богослужений в соборе не проводили»
Петр Воронков — о Рождественской церкви в Нижнем Новгороде
Обозреватель “Ъ FM” Петр Воронков рассказывает о том, какие истории и легенды связаны с храмом Рождества Пресвятой Богородицы.
Нижний Новгород сегодня и один из самых красивых его храмов — Рождественская церковь. Полное ее название — храм Рождества Пресвятой Богородицы. Часто ее именуют Строгановской по имени человека, который заказал строительство. Даже архитектурный стиль церкви получил название Строгановское барокко.
Итак, Григорий Строганов, богатейший промышленник, финансировавший возведение храма, желал, конечно, чтобы и внешний вид, и внутреннее убранство его не имели аналогов ни в России, ни в заморских государствах. Когда в 1719 году работы были закончены, Строганов якобы спросил у мастера, может ли тот построить еще одну такую церковь. Тот кивнул и сказал, что может и получше. Банальный сюжет, по которому зодчего должны были ослепить, чтобы не сделал ничего похожего. Но здесь мастер, убегая от палачей, добрался до креста, превратился в ворона и был таков. Понятно, что это легенда: Строганов умер еще до окончания строительства церкви. Но страсти вокруг не улеглись.
В 1722 году она была закрыта Петром I, молившимся здесь за всенощным бдением накануне своего 50-летия. Говорят, император выскочил, хлопнув дверью. Взглянув на иконостас, в лике спасителя он узнал Строганова. Так постарался живописец, пытаясь угодить вельможе. И Петр вскричал: «Не буду я своему холопу молиться!». По другой версии, царь увидел в церкви иконы, написанные придворным мастером Караваком для столичного Петропавловского собора. Строганов, желая превзойти самого Петра, выкупил их раньше. Выходило, что в Петербурге висели копии. Так или иначе, до самой кончины Петра богослужений в соборе не проводили.
А вот исторический факт: однажды уникальные часы на церкви стали, они показывали не только время, но и положение светил на небе. Починить их не получилось ни у кого из мастеров, кроме 14-летнего мальчика, который жил рядом. Звали его Иван Кулибин. Говорят, когда этот «нижегородский Архимед» умер, часы остановились вновь. В общем, историй много, я не рассказал и половины. Вернемся как-нибудь в Нижний, к уникальному храму Рождества Пресвятой Богородицы.