Полмиллиарда на ускорение
В Миассе запущено автоматизированное производство полуприцепов
В Челябинской области машиностроительная компания «Уралспецтранс» запустила новый цех по производству полуприцепов стоимостью почти 500 млн руб. В том числе более 300 млн руб. предоставил федеральный Фонд развития промышленности. На новой площадке планируется ежегодно делать 660 полуприцепов пяти типов. За счет автоматизации производство ускорится на треть. Эксперты считают проект перспективным, поскольку сегодня большинство полуприцепов в Россию завозят из Турции и Китая, и у миасского завода есть возможности для замещения импортной продукции.
ООО «Уралспецтранс» запустил в работу новый автоматизированный цех по серийному производству полуприцепов. Проект реализован с помощью льготного займа в размере 306 млн руб., предоставленного Фондом развития промышленности РФ (ФРП). Общий объем инвестиций составил 485 млн руб., сообщает пресс-служба фонда.
В новом цехе площадью 5,2 тыс. кв. м планируется изготавливать полуприцепы пяти видов — контейнеровозы, сортиментовозы, тяжеловозы, цистерны и бортовые полуприцепы. Мощность производства составляет 660 изделий в год.
ФРП предоставил заводу средства по программе «Комплектующие изделия». Процентная ставка по ней составляет 3–5% годовых, срок — до пяти лет. На заемные средства завод приобрел изготовленное на российских предприятиях оборудование — роботизированный комплекс подготовки и окраски рам, автоматизированную линию окраски других деталей и рельсовую систему для перемещения грузов. Также в новом цехе установлено сварочное и сборочное оборудование.
«На новых производственных площадях сварка, окраска и сборка полуприцепов организована поточным образом и на принципах бережливого производства. Закупленное благодаря ФРП оборудование позволило увеличить производительность окраски на 47% и сократить время производства одного полуприцепа на 30%»,— прокомментировал директор ООО «Уралспецтранс» Алексей Меньшиков.
Предприятие при производстве полуприцепов использует преимущественно российское сырье и комплектующие. Уровень локализации в зависимости от типа продукции составляет от 75% до 100%.
«Уралспецтранс» также участвует в национальном проекте «Производительность труда» в Челябинской области. «Столкнувшись с необходимостью наращивания производственных мощностей и объема выпуска продукции, руководство компании выбрало максимально эффективную стратегию развития — воспользовалось господдержкой, причем комплексно и системно. Еще в 2021 году предприятие стало участником нацпроекта “Производительность труда”, и нашим экспертам эта команда запомнилась как одна из самых мотивированных, сплоченных и нацеленных на результат»,— прокомментировал директор ФРП Челябинской области Сергей Казаков.
ООО «Уралспецтранс» было создано в 2000 году в Миассе. Является одним из крупных в Челябинской области производителей грузовой и специальной техники для коммунальной, строительной, дорожной, сельскохозяйственной, лесной, нефтегазовой и других отраслей. Это предприятие с законченным производственным циклом — от заготовки до выпуска готовой продукции. Кроме изготовления собственной спецтехники, компания является дилером российских автомобильных заводов, в том числе ПАО «КамАЗ», АО «Автозавод “Урал”». Крупнейшими потребителями продукции миасского завода являются «Газпром», «Роснефть», «Лукойл», «Сургутнефтегаз», «Транснефть», «Алроса» и другие.
По данным «СПАРК-Интерфакс», 100% уставного капитала ООО «Уралспецтранс» принадлежит ООО «Урал СТ-Инвест», которым в равных долях владеют Константин Чуфаров, Владимир Кудряшов и Андрей Метелев. В 2023 году чистые активы компании составили почти 1,3 млрд руб., выручка — 6,6 млрд, чистая прибыль — 937 млн руб.
Эксперты считает расширение и модернизацию производства на миасском предприятии перспективным проектом. «На внутренний рынок полуприцепы завозятся в основном из Турции и Китая. На сегодня суммарно объем импорта можно оценить в 12–13 тыс. штук в год. Вместе с тем, на российском рынке сложился круг отечественных производителей, конкурирующих с иностранными. Запустив новый цех, “Уралспецтранс” сможет усилить свои позиции на рынке, у компании есть возможности для замещения зарубежной продукции»,— говорит промышленный эксперт Леонид Хазанов.
Ведущий эксперт управляющей компании «Финам менеджмент» Дмитрий Баранов отмечает рост спроса на полуприцепы в связи с увеличением внутрироссийских и международных грузовых перевозок.
«Согласно данным Росстата, грузооборот автотранспорта организаций всех видов экономической деятельности, без малого бизнеса, в 2022 году составил 159,9 млрд тонно-километров, а в 2023 году — 161,9 млрд тонно-километров»,— говорит эксперт.
Он отмечает увеличение производства прицепов и полуприцепов в стране, на этой продукции специализируются около полутора десятков предприятий. По мнению Дмитрия Баранова, несмотря на высокую конкуренцию в сегменте, у миасского завода есть преимущества в виде большого опыта, автоматизации производства и развитого машиностроения в регионе, благодаря чему комплектующие не надо везти издалека. Все это позволит предложить более низкую цену на продукцию без ущерба для качества.