«Ребенок должен владеть русским языком на приемлемом уровне»
Педагоги — о новых правилах для учеников-иностранцев
Детей мигрантов не пустят в российские школы без знания русского языка. По крайней мере, в Госдуме предложили тестировать иностранных обучающихся перед зачислением их в первый класс. Об этом заявил спикер палаты Вячеслав Володин. По закону, государство обязано представить общее образование школьникам. В отрасли предупреждают, что норма вынудит мигрантов отправлять детей на платные курсы, а в обществе усугубится дискриминация.
“Ъ FM” спросил у педагогов, действительно ли нужны такие жесткие меры:
Учитель истории Леонид Кацва: «Естественно, он не может принимать участие в учебном процессе. Ребенку становится скучно, из-за этого он начинает срывать урок. Для того чтобы принять в общеобразовательный класс, нужно, чтобы ребенок владел языком на приемлемом уровне. Поэтому необходимы, вероятно, какие-то дополнительные к школе курсы, скажем, с годичным сроком обучения. Но отдельных классов для мигрантов быть не должно. Если такие классы открыть, то эти дети никогда не научатся русскому языку, а будут так и сидеть в своей среде».
Учитель русского языка и литературы Ольга Алаева: «У них не возникает проблем с коммуникацией. В классе обычно данная проблема остро стоит для учителей, когда мигранты идут сразу в старшие классы. Здесь я несу ответственность за то, чтобы они все и в 9-м, и в 11-м классе сдали экзамен. Можем ли мы всем классом останавливаться на одной теме из-за одного-двух детей? Где-то не можем. И ребенку вряд ли комфортно в такой атмосфере учиться, и учителю, конечно, очень тяжело что-то донести».
Учитель и лектор Российского общества «Знание» Александр Оджо: «Тестирование проводить нужно как в письменной форме, так и в устной, особенно для детей, которые относятся к младшему школьному возрасту, чтобы ребята вливались в процесс обучения. Сейчас я могу видеть двоих детей, которые обучаются в нашей школе. Они приехали к нам из другой страны. Конечно же, сложности с языком есть, но я вижу, насколько оба ученика замотивированы на получение образования. Они постоянно самостоятельно работают».
По данным Министерства просвещения, в российских школах и детсадах около 12% учеников-иностранцев плохо говорят по-русски. Педагоги отмечают, что проблемы с языком есть у каждого второго ребенка мигрантов, следует из исследования РАНХиГС. В сентябре Минпросвещения рекомендовало, чтобы в классе обучалось не более трех детей не из России. При этом, как писал РБК, сроки рассмотрения заявок на поступление в школу увеличились с пяти дней до месяца.