Электроника переполнила склады
Изменятся ли цены на гаджеты и технику до конца 2024 года
Российские импортеры сокращают закупки новой электроники и бытовой техники. По итогам октября снижение поставок составляло от 15% до 30% процентов по некоторым категориям товаров, говорят собеседники “Ъ FM”. Они отмечают, что потребительская активность граждан в 2024 году оказалась заметно ниже прогнозов. Поэтому сейчас ритейлеры и импортеры столкнулись с переполненными складами. Какими будут последствия? Разбирался Владислав Викторов.
Четвертый квартал для продавцов бытовой техники и электроники считается самым важным и прибыльным: традиционно проходят крупные распродажи, на которых россияне закупаются подарками к Новому году. А учитывая, что последние несколько лет импорт товаров сопряжен с трудностями, ритейлеры заранее наполняли склады.
Но уже в октябре стало понятно, что они перестарались. Поэтому объемы закупок стали снижаться в диапазоне от 15% до 30%. Да и россияне сейчас не торопятся тратить деньги, говорит руководитель пресс-службы поставщика электроники «Марвел-Дистрибуции» Василий Краковцев: «Основная причина снижения закупок — затоваренность складов поставщиков и дистрибуторов различными товарами. Многие компании рассчитывали на более значительный рост потребительской активности и поэтому наращивали закупки.
Но пока этот прогноз сбывается лишь частично, и здесь прослеживается влияние ключевой ставки. Сейчас у нас очень выгодные банковские ставки — граждане намного охотнее открывают депозиты, чем тратят деньги на бытовую технику или электронику. Под сокращение закупок подпадает товар, который в большом количестве присутствует на складах. Из электроники это в первую очередь ноутбуки, мониторы и офисная техника».
Кроме того, из-за высокой ключевой ставки компаниям стало невыгодно хранить на складах большие объемы товаров. Поэтому заказы разбиваются на несколько мелких партий, которые могут приходить раз в месяц или даже в квартал. Логистические расходы в таком случае выше. Но сейчас это выгоднее, чем хранение в прежних масштабах. Поэтому сокращение импорта затронуло и крупные сети вроде «М.Видео-Эльдорадо». Причем, снижения потребительской активности там не заметили, заявил руководитель департамента по связям с общественностью группы Сергей Коляда:
«Говорить о том, что в 2024 году идет снижение закупок электроники, не приходится.
Мы максимально запаслись ассортиментом товаров перед высоким сезоном. Доля собственных импортных закупок немного снизилась — с 28% в третьем квартале 2023 года до 26% в третьем квартале текущего года — за счет расширения ассортимента на внутреннем рынке. Во многих категориях "М.Видео-Эльдорадо" показала рост выше рынка. Так, продажи планшетов за девять месяцев выросли на 40%, климатического оборудования — на 36,5%, а наушников — на 19%».
Как утверждают импортеры, обычные потребители сокращения поставок не заметят, из-за переполненности складов дефицита на рынке не предвидится. Поэтому и цены расти не будут. Впрочем, компании свое уже взяли, поскольку с начала года стоимость продукции и так увеличилась примерно на 15%, говорит руководитель отдела продуктового менеджмента X-com Дмитрий Петров и отмечает, что очередной скачок произойдет только в 2025-м: «Если раньше какие-то низкорентабельные позиции для ассортимента добавляли в размещаемые заказы, то сейчас их проще либо удалить вообще, либо закупить в меньшем объеме. А те, что приедут, будут стоить дороже.
Вырастет стоимость всей техники, но на каких-то малорентабельных позициях еще больше.
Заметно это станет только в 2025 году, а до конца 2024-го ничего не изменится. За этот год техника уже подорожала от 5% до 15%».
При этом аналитики уже пересматривают свои прогнозы по продажам в текущем году. Например, собеседники «Известий» считают, что по итогам 2024-го в стране будет реализовано не больше 30 млн смарфтонов, хотя изначально надеялись на 32 млн. А в целом рынок может сократиться на 20%.
С нами все ясно — Telegram-канал "Ъ FM".