«У нас есть четыре плана Б»
Мэрия Перми отчиталась по доходам транспортной отрасли за девять месяцев
Департамент транспорта представил депутатам Пермской городской думы отчет о деятельности отрасли за девять месяцев этого года. Несмотря рост пассажиропотока, доходы отрасли выросли несущественно из-за большого количества безбилетников. Мэрия озвучила также результаты первых этапов конкурсных процедур по контрактам, которые начнут действовать в следующем году. В мэрии подчеркнули, что половина выставленных на торги маршрутов разыграна, однако предстоящие конкурсные процедуры и их условия зависят от федеральных программ софинансирования покупки автобусов. В мэрии не исключили, что могут пересмотреть параметры по некоторым маршрутам.
Комитет Пермской городской думы по экономическому развитию рассмотрел отчет о результатах деятельности транспортной отрасли города Перми за девять месяцев 2024 года. С докладом выступил начальник департамента транспорта города Перми Анатолий Путин. Он рассказал, что за это время пассажиропоток составил 176,5 млн пассажиров. Это на 5,4 млн человек больше, чем за аналогичный период прошлого года. Объем транспортной работы остался примерно на прежнем уровне. Увеличился объем средств, поступивших в бюджет в результате штрафных санкций, связанных с ненадлежащим исполнением договоров, с 21,2 млн руб. за девять месяцев прошлого года до 41,9 млн руб. в этом. Рост штрафов связан с невыполнением расписания, в том числе из-за нехватки водителей. На 3,9 млн руб. вырос объем поступивших штрафов за безбилетный проезд и составил 13,3 млн руб.
По словам Анатолия Путина, доходы от оплаты проезда выросли с 3,5 до 3,7 млрд руб. При этом расходы на транспортную отрасль также выросли с 4,8 до 5 млрд руб.
В «топе» маршрутов, имеющих положительный финансовый результат, находятся маршруты, курсирующие в центральной части города. Это маршруты №27, 1, 56, 37, 17. В списке убыточных — маршруты №20, 32, 77 и трамвайные №5 и 7.
Депутат, перевозчик Эдуард Мирзамухаметов представил заключение КСП и управления экспертизы и аналитики думы на озвученный доклад. Как отметил господин Мирзамухаметов, план по оплате проезда за девять месяцев не исполнен более чем на 83,5 млн руб. Он обратил внимание на то, что увеличение пассажиропотока произошло в основном за счет пассажиров, совершивших поездку без оплаты. Разница между доходами и расходами составляет более 1,293 млрд руб. «Расчетное количество пассажиров, не оплативших проезд, составило 23,8% при плановом значении 21%»,— уточнил Эдуард Мирзамухаметов. При этом информации по плану мероприятий по сокращению безбилетного проезда представлено не было. Господин Мирзамухаметов подчеркнул также, что в городскую казну поступило всего 47,9% от суммы всех выписанных штрафов за безбилетный проезд.
В ходе обсуждения работы транспортной отрасли депутаты поинтересовались ходом конкурсных процедур, которые стартовали в августе. Напомним, в 2025 году истекают пятилетние контракты по 27 пермским маршрутам, на которые приходится 62% транспортной работы. Брутто-контракты были заключены по результатам конкурсных процедур в 2020 году. Всего мэрия намерена разыграть 19 лотов. Ранее мэрии удалось разыграть часть из планируемого объема работы.
Анатолий Путин отметил позитивные моменты прошедших двух этапов конкурсных процедур. По его словам, есть заявки, и торги более чем по половине маршрутов признаны состоявшимися. Господин Путин также пояснил, что ничего страшного нет в том, что на часть маршрутов не нашлось претендентов, потому что есть запас времени. «У нас есть понимание, как дальше двигаться, чтобы все эти торги состоялись и все успеть в срок»,— сказал он.
Депутаты также поинтересовались условиями контрактов, в частности обновлением транспорта. Председатель комитета гордумы по экономическому развитию Арсен Болквадзе напомнил, что за прошедшие пять лет изменилась стоимость автобусов, и спросил, отражено ли это в стоимости новых контрактов. Анатолий Путин подтвердил, что стоимость автобуса выросла с 10 до 19 млн руб. за прошедшие пять лет. «Цена контракта учитывает эти изменения»,— отметил господин Путин. По его словам, главным ограничивающим фактором является ключевая ставка. Он уточнил, что сейчас департамент ждет условия новых федеральных программ на компенсирование части затрат по покупке автобусов. Депутаты поинтересовались, не планирует ли мэрия снизить требования к подвижному составу. «С текущей ключевой ставкой заменить разово 400–500 автобусов действительно проблематично. После того как мы поймем тот объем техники, который приобретаем в рамках федеральных программ поддержки, мы уже рассмотрим вопрос по отдельным маршрутам. Но пока исходим из того, что весь объем автобусов у нас должен быть новым»,— подчеркнул Анатолий Путин.
Эдуард Мирзамухаметов поинтересовался, что будет с теми контрактами, которые уже заключены. По словам перевозчика, стоимость контрактов была посчитана с учетом программы ГТЛК, которая предусматривает льготную ставку на приобретение автобусов. По информации господина Мирзамухаметова, в этом году Пермь уже не успела заявиться в эту программу. «После того как мы поймем объем программ, в который мы попали на 2025 год, от этого уже будем отталкиваться и рассматривать условия контрактов,— пояснил Анатолий Путин.— У нас есть четыре “плана Б”, но по какому мы пойдем — будет зависеть от федерального объема поддержки».