Правительство Германии вступило в период ускоренного распада
Досрочные выборы пройдут еще раньше обещанного
Граждане Германии отправятся к избирательным урнам уже 23 февраля. Проведение внеочередных выборов раньше срока, который изначально намечал канцлер Олаф Шольц, утвердил президент Германии Франк-Вальтер Штайнмайер. При этом уже сейчас ясно, кому, вероятнее всего, предстоит возглавить новое немецкое правительство. Согласно соцопросам, главным кандидатом на пост будущего канцлера является лидер консерваторов Фридрих Мерц, уже пообещавший после своего прихода к власти направить Украине ракеты Taurus, если Россия откажется остановить военные действия в течение 24 часов.
Глава государства «приветствует тот факт, что парламентские фракции согласовали "дорожную карту" по проведению вотума доверия 16 декабря» и «считает 23 февраля 2025 года реалистичной датой для новых выборов». С таким заявлением канцелярия президента Германии Франка-Вальтера Штайнмайера выступила во вторник вечером, ставя окончательную точку в спорах о том, когда же именно в стране должны пройти внеочередные выборы в Бундестаг.
После развала правящей трехпартийной коалиции (см. «Ъ-онлайн» от 7 ноября) канцлер Шольц сообщил о намерении 15 января поставить в Бундестаге вопрос о вотуме доверия своему правительству меньшинства (таковым его сделал выход из коалиции третьего младшего партнера — свободных демократов). Дальнейший сценарий предполагал практически неминуемое вынесение вотума недоверия правительству, его роспуск и внеочередные выборы не ранее марта. Но все другие политические силы — включая как оппозиционных консерваторов, так и единственных оставшихся у социал-демократов союзников в лице «зеленых» — призвали главу правительства ускорить этот процесс, утверждая: чем дольше в Германии будет длиться период политической неопределенности, тем хуже для страны. И канцлер пошел им навстречу.
Правда, он дал понять, что до роспуска парламента он постарается успеть принять меры по поддержке корпоративных инвестиций с помощью налоговых льгот или субсидий, продолжить реформу пенсионной системы и пополнить оборонный бюджет, который все еще не достигает обещанных 2% ВВП. И что-то из задуманного наверняка удастся — на этой неделе лидер Христианско-демократического союза (ХДС) и самый вероятный будущий канцлер Германии Фридрих Мерц пообещал, что поддержит масштабную налоговую реформу и самые необходимые стране законы, но далеко не все.
Наиболее проблематичным станет принятие бюджета на 2025 год, который и был главным камнем преткновения между развалившейся в итоге «светофорной» коалицией.
Как дал понять социал-демократ Йорг Кукис, ставший новым министром финансов вместо уволенного с этой должности свободного демократа Кристиана Линднера, согласование бюджета на будущий год сейчас «нереально», хотя «это и не конец света». Таким образом, крупнейшей экономике Европы придется потерпеть до прихода к власти нового правительства.
При этом, кто станет будущим немецким лидером, по сути, понятно уже сейчас. Все опросы последних месяцев уверенно дают первое место с 32% голосов консерваторам Мерца вкупе с родственной ХДС консервативной баварской партией «Христианско-социальный союз». Второе место с приличным отрывом занимает ультраправая партия «Альтернатива для Германии» (АдГ): набрав на предыдущих выборах в 2021 году около 10% на федеральном уровне, ныне эта партия способна привлечь около 17% избирателей. Социал-демократы между тем могут похвастаться поддержкой всего 16% электората. Однако именно они выглядят самыми вероятными коалиционными партнерами консерваторов по итогам февральских выборов.
Сотрудничать с АдГ блок ХДС/ХСС, как и все остальные политические силы Германии, категорически отказался — несмотря на растущую популярность, крайне правые так и остались токсичным партнером для партий мейнстрима.
Впрочем, свои подводные камни есть и у союза консерваторов с социал-демократами. В недалеком прошлом из стана ХДС нередко звучали сомнения в компетентности Шольца и сотрудничестве с социал-демократами под его началом. Тем не менее на этой неделе в партии канцлера дали понять, что никто не намеревается задвигать его на второй план ради более «продаваемого» партийного кандидата в правительство вроде популярного министра обороны Бориса Писториуса. «Сейчас речь идет об опыте и компетентности, и я уверен, что Олаф Шольц — правильный кандидат»,— заявил журналистам лидер парламентской группы СДПГ Рольф Мютцених, давая понять, что коней на переправе партия менять не намерена.
При этом будущее правительство во главе с ХДС/ХСС наверняка не сможет обойтись без третьего партнера. Им могут стать котирующиеся ныне на уровне 12% поддержки «зеленые», лидер которых Роберт Хабек уже намекнул, что будет не прочь вернуться в состав нового правительства под руководством консерваторов. Альтернативой им могли бы стать свободные демократы, более близкие консерваторам по ряду позиций, но лишь при условии, что к февралю они сумеют существенно подтянуться в рейтингах с нынешних 4% — ниже порога, необходимого для прохождения в парламент.
Но какой бы ни оказалась будущая немецкая коалиция, задавать в ней тон точно будет Фридрих Мерц. И с его приходом в кресло канцлера Германию может ждать ряд изменений во внешней политике.
Свободно владеющий английским языком и возглавлявший в течение десяти лет ассоциацию Atlantic Bridge, которая содействует развитию германо-американских отношений, Мерц сможет выстроить несколько лучшие отношения с избранным президентом США Дональдом Трампом, чем Олаф Шольц или Ангела Меркель, уверены эксперты.
Определенные дивиденды от его победы получит и Израиль. Лидер ХДС всегда был убежденным сторонником еврейского государства: ранее он призвал к тому, чтобы натурализация в Германии была обусловлена признанием права Израиля на существование, и раскритиковал решение Международного уголовного суда выдать ордер на арест премьер-министра Израиля Биньямина Нетаньяху.
А вот для Китая и России приход к власти в Германии Фридриха Мерца не сулит ничего хорошего.
В последнее время глава немецких консерваторов занимал куда более воинственную позицию в отношении Пекина, нежели Шольц, критикуя решение канцлера одобрить покупку китайской госкомпанией доли в порту Гамбурга и выступая за более тесную координацию с союзниками в отношении КНР.
Фридрих Мерц пообещал также предъявить ультиматум России, потребовав от нее прекратить боевые действия против Украины в течение 24 часов, а в случае отказа предоставить Киеву крылатые ракеты большой дальности Taurus и разрешить нанесение ударов в глубину российской территории. Неизвестно, правда, вспомнит ли господин Мерц о своем ультиматуме в преддверии выборов, ведь против упомянутых им шагов все последнее время выступало не только нынешнее правительство Германии, но и немецкая общественность.