Электромобили загоняют на платформу
Каковы перспективы проекта ФГУП «НАМИ»
Власти оценили создание национальной автомобильной платформы в 87 млрд руб. Поправку в проект бюджета одобрил комитет по бюджету и налогам Госдумы, пишет РБК. Субсидии предоставят ФГУП «Научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт», которое играет главную роль в проекте по разработке «русского народного электромобиля», так его называют в «Росатоме». Корпорация возьмет на себя производство аккумуляторов и другой электроники — для этого она строит две гигафабрики. Цель — создание модульной платформы, на базе которой будут выпускать машины различных классов.
Единая база позволит снизить себестоимость, отметил автоэксперт Иван Зенкевич. Но делать ставку на электрокары, по его мнению, опрометчиво: «Технологии нам нужны. Если посмотреть разработку каждой системы безопасности, то в нее особенно никто не верил. Вспомним автоматические коробки передач: они на территории России и вообще в мире приживались очень сложно, а сейчас представить машину без "автомата" практически невозможно.
Будет ли электромобиль востребован в будущем так, как все фантазируют? Наверное, нет, пока не изобретут какой-то идеальный источник питания.
Как перспективная разработка, чтобы не оставаться за бортом развития технологий, это имеет смысл. Как они будут навязывать свою технологию другим производителям? Я думаю, в добровольно-приказном порядке с перспективой на будущее».
Конкурировать с частным бизнесом российскому производителю электромобилей будет непросто, хотя размер инвестиций это позволяет, считает основатель компании Ultra Motors Андрей Зиновьев: «Даже если появится локализованная российская платформа, которая станет давать какие-то результаты, то она всегда будет конкурировать с китайскими, а потом, возможно, и с западными производителями, если отечественный рынок откроется. Соответственно, тут очень важно, насколько быстро она будет разработана, потому что в электромобилях все устаревает достаточно быстро, даже такие большие проекты, как платформы.
Кроме того, есть очень важный момент — конкуренция происходит во многом с частными компаниями, которые традиционно более эффективно используют деньги.
Что же касается размера бюджета, то он представляется вполне адекватным. И в Европе, и в Китае, и в США концерны тратят на схожие проекты десятки миллиардов евро, долларов и их эквивалентов. Tesla выделяет на RnD в целом $1-2 млрд и более в год».
Глава входящей в «Росатом» компании «ТВЭЛ» Наталья Никипелова призывала производителей «все-таки договориться» о сотрудничестве на базе нескольких платформ. «Всем будет хорошо,— уверяла она. — Это будет русский народный электромобиль». На практике же перспективы такого проекта туманны, ведь партнерам придется перестаивать производственные цепочки, пояснил главный редактор журнала «За рулем» Максим Кадаков: «Самый яркий пример — это Volkswagen, его платформа MQB, на которой созданы совершенно разные автомобили: и Golf, и Tiguan, и более крупные машины, вплоть до больших седанов и кроссовера Skoda Kodiaq и так далее. Чем больше на одной платформе делается разных машин, тем ниже их себестоимость.
Вопрос в другом: как заводы будут использовать эту платформу и смогут ли это делать? Если вы с платформой MQB Volkswagen придете на завод Renault, то не сможете ее освоить без огромных инвестиций. И как "поженить" предприятия? Одно — государственное, другое — с госучастием, третье — вообще частное. Если приходят китайские партнеры, что будем им говорить: "Вот платформа, создавайте на ней?" Когда она создается по заказу одной компании, это понятно. А сейчас я не уверен, что между заводами есть договоренность о том, что они будут ее использовать».
Субсидии НАМИ рассчитаны на несколько лет: в ближайшие два года ему планируют выделить 25,5 млрд руб., еще 36,5 млрд руб. — в 2027-м
С нами все ясно — Telegram-канал "Ъ FM".