В «Госуслуги» загружают «аварийные» сообщения
Как может работать новый механизм оформления ДТП онлайн
У автомобилистов может появиться еще один способ оформить ДТП онлайн. Отправить извещение о мелком дорожном происшествии в страховую можно будет сразу через портал «Госуслуги». Соответствующий раздел там может появиться, если инициативу одобрят депутаты. Ее уже одобрил профильный комитет нижней палаты. Первое чтение запланировано на следующую неделю. При этом еще с 2021 года в России работает приложение «Госуслуги.Авто», в котором есть сторонний сервис «Европротокол.онлайн», с помощью которого можно оформить ДТП без участия сотрудников ГАИ. Новая опция должна упростить процесс, утверждают авторы. При этом во всех случаях учетная запись пользователя должна быть подтверждена.
Автоюрист Сергей Радько не видит смысла в дополнительном инструменте. Тем не менее он считает, что такой метод оформления более безопасный: «Безусловно, это абсолютно современно, продвинуто и правильно. Другое дело, что уже есть возможности оформлять ДТП онлайн, поэтому отдельно делать такой же функционал еще и в "Госуслугах" значит дублировать другие сервисы. Сейчас, если это делается таким образом, то, например, сразу же проверяется наличие действующего полиса ОСАГО у обоих участников ДТП. Зачастую бывает так, что инцидент оформлен на бумаге, документ отвозят в страховую и выясняется, что, например, полис у оппонента не действовал, или был выдан на другую машину, или в нем ошибка. В результате в компании говорят, что раз ОСАГО к ДТП отношения не имеет, то следует обращаться в суд. При оформлении онлайн оба полиса проверяются, и таких накладок не бывает».
Максимальный размер компенсации при оформлении ДТП с помощью европротокола, то есть без инспекторов ГИБДД, составляет 400 тыс. руб. Однако для этого участники должны сделать фотографии с места происшествия и не иметь друг к другу претензий. Если же у водителей есть разногласия, то максимальная сумма выплаты снижается до 100 тыс. руб., но и в этом случае можно задокументировать инцидент онлайн. По оценкам Центробанка, каждый месяц в России оформляется от 50 тыс. до 100 тыс. аварий без участия полиции. Однако сколько заявлений передаются онлайн, не уточняется. Автоюрист Лев Воропаев считает, что не очень много:
«Подавляющее большинство граждан, к сожалению, боятся самостоятельно оформлять ДТП через все эти приложения. Многие, попав в аварию, вызывают комиссаров, если не хотят дожидаться сотрудников Госавтоинспекции. Более того, во многих городах сами инспекторы направляют их на место аварии, чтобы они помогали оформлять происшествие. Водители же в таких ситуациях теряются, не знают, что и как делать, куда обращаться и так далее. Вторая ситуация: они боятся допустить ошибку, в связи с которой могут остаться без страховой выплаты.
Кроме того, в правилах ОСАГО значится, что эта онлайн-форма должна быть заполнена в течение часа. Если вы не уложились в это время, то лишаетесь возможности получить страховое возмещение. И компании активно этим пользуются. Причем у нас, к сожалению, некоторые суды встают на сторону страховщиков. Но, естественно, в случае ДТП люди нервничают и не понимают, что им делать, какой там час».
По данным “Ъ”, за прошедшие три года доля аварий, которые оформляются с помощью европротокола снизилась. Если еще в 2021-м их количество оценивалось в 40%, то уже в 2023-м — в 34%. Данных за 2024-й еще нет. При этом год назад в МВД заявляли, что больше половины аварий на российских дорогах могли бы быть оформлены в упрощенном порядке.
С нами все ясно — Telegram-канал "Ъ FM".