Спирт уступает место подшипникам
Крупнейший волгоградский инвестпроект производства метанола отложен
Проект создания в Волгограде на месте закрытого в 2014 году советского гиганта «Химпром» завода по производству метанола, реализацию которого неоднократно переносили, может быть заморожен. Этим летом ГК «АЕОН» сообщила о новом соглашении по совместному проекту стоимостью 1,4 млрд долларов с китайской компанией. Однако, как стало известно «Ъ — Средняя Волга», на совещании у губернатора в начале ноября говорилось, что о «полном отказе от проекта речи пока нет». По данным источников, проект актуализируется. Тем временем, на территории бывшего завода со статусом ОЭЗ анонсировано строительство завода подшипников и других предприятий, не связанных с метанольным производством. Эксперты считают, что перспективы у завода метанола могут появиться с ослаблением санкций против России, что облегчит поставки за рубеж, потому что местный рынок уже насыщен.
В Волгограде фактически остановлена реализация проекта строительства завода по выпуску метанола мощностью 1 млн тонн, сообщил специализированный портал «ИнфоТЭК».
Эту информацию «Ъ — Средняя Волга» подтвердил информированный источник в отрасли, а также два независимых друг от друга источника, близких к руководству Волгоградской области. Один из них сообщил, что среди прочих эта тема разбиралась на закрытой части стратегической сессии по развитию промышленности Волгоградской области, которую губернатор Андрей Бочаров провел 5 ноября. По словам информированного собеседника, предполагалось, что проект будет успешен только при условии строительства второй очереди, то есть переработки, за проектирование которой отвечали иностранные партнеры. «А просто метанол никому не нужен, рынок поделен»,— пояснил источник. При этом на сессии было отмечено, что о полном отказе от проекта «речи нет». Другой высокопоставленный источник пояснил, что ему и до совещания было известно о планах инвестора «актуализировать проект», но подчеркнул, что «сведения противоречивы и любые подробности преждевременны».
«Ъ — Средняя Волга» в июне прошлого года сообщал о том, что планы группы АЕОН построить на месте закрытого в 2014-м завода «Химпром» (контролировался «Ростехом») не выглядят реалистичными. Отраслевые аналитики тогда отмечали, что потребности внутреннего рынка этого продукта фактически закрыты действующими производствами, а перспективы экспорта в Китай, Индию и Юго-Восточную Азии сомнительны из-за логистических ограничений.
Впервые о планах создать на промплощадке бывшего «Химпрома» химический кластер руководство области Роман Троценко (и владелец АЕОН до конца 2023 года — «Ъ») сообщили в 2017 году. К тому времени администрация региона уже отказалась от идеи сохранить часть бывших производственных цепочек ликвидированного завода. В 2018-м Андрей Бочаров и Роман Троценко объявили о соглашении — построить до конца 2022 года метаноловый завод мощностью миллион тонн в год к 2022 году при участии японской корпорации Marubeni. Заявлялось, что технологическими партнерами станут японская Mitsubishi Heavy Industries и датская Haldor Topsoe. Примерная стоимость инвестпроекта оценивалась в $800 млн. Сколько из упомянутых средств было вложено, не сообщалось, однако, по данным «Ъ», работы так и не начались.
Однако в 2022 году иностранные концерны вышли из проекта, и, как отмечает информированный собеседник, близкий к руководству администрации Волгоградской области, «забрали с собой все инженерные бумаги». Годом позже сообщили о реализации проекта совместно с китайской национальной химико-инжиниринговой группой CNCEC за $1,4 млрд. Первоначальное соглашение об этом было заключено на СПМЭФ-2023. Новым сроком завершения строительства был заявлен 2026 год.
Независимый промышленный эксперт Леонид Хазанов напоминает, что внутреннее потребление метанола (для выпуска формальдегида, синтетических смол и т.д.) в России оценивается в 1,2-1,5 млн тонн в год, а производство уже достигает около 3,8 млн тонн. Излишки импортируются в Китай, Турцию и арабские страны.
«Предполагавшийся метанольный завод может иметь перспективы лишь с точки зрения сбыта продукции за пределы России. Но тут есть объективные трудности в виде ограниченной пропускной способности Восточного полигона РЖД и наличия в России всего трех терминалов по перевалке метанола на морские корабли. Плюс скоро ожидается запуск Находкинского завода минеральных удобрений, который будет выпускать до 1,8 млн тонн метанола в год. Соответственно, конкуренция между отечественными экспортерами метанола только усилится»,— объясняет господин Хазанов.
В январе нынешнего года ФАС одобрил покупку 51,25% ООО «Волгоград полимер» (оператор проекта метанольного завода — «Ъ») кемеровским АО «Группа компаний «Азот» (контролируется группой АЕОН, которая находится под санкциями), оставшаяся доля 48,75% и так принадлежала Роману Троценко.
Гендиректор ООО «ПК «Волгоград полимер» Бахтиер Касимов на звонки не ответил, в ГК «Азот» также не удалось получить комментарий. В администрации Волгоградской области заявили, что «информация о полной заморозке и отказе от проекта не соответствует действительности», но на реализацию проекта химкластера влияют «действия недружественных стран». «В первоначальный проект вносятся изменения, меняются компании-партнеры. В результате проект видоизменяется как в части формирования технологической цепочки, глубины переделов, так и в части получения конечного продукта»,— сказал официальный представитель аппарата губернатора. На вопрос о сроках реализации измененного проекта чиновник ответил: «Они могут измениться как в большую, так и в меньшую сторону после утверждения новой технологической схемы проекта».
Подобные проекты, пояснил независимый промышленный эксперт Леонид Хазанов, реализуются в среднем за пять лет. «Не будем сбрасывать со счетов и то, что в связи с западными санкциями не только европейские и американские, но и азиатские инжиниринговые компании осторожничают активно работать в нашей стране,— рассуждает господин Хазанов. — их ослабление дало бы зеленый свет для сотрудничества с отечественными игроками».
Отраслевой источник «ИнфоТЭК» отмечает, что ситуация может измениться «ввиду возможного смягчения геополитической обстановки после выборов президента США». «Даже если Европа по принципиальным соображениям не будет покупать российский метанол, то, например, снятие санкций с судов для транспортировки будет уже огромным улучшением условий»,— пояснил он.
Площадка экс-«Химпрома» в ноябре 2022 года получила статус особой экономической зоны. Здесь уже планируется создание нескольких предприятий, не смежных с метанольным производством. Летом стало известно о строительстве подшипникового завода мощностью 600 тысяч штук в год. Резидентом заявлено ООО «Волгберг», принадлежащее на равных гендиректору Андрею Петрову и Алексею Цуканову – руководителю и владельцу известного в регионе застройщика «Пересвет-Юг». «Волгберг» планирует к концу 2025 года запустить новое производство в партнерстве с индийской компанией Sanberg Global Machines LTD.