Догоняя инфляцию

В большинстве регионов Черноземья бюджеты растут только номинально

В областях Черноземья приступили к обсуждению бюджетов на 2025-й и плановый период 2026–2027 годов. Согласно представленным параметрам, они планируются преимущественно дефицитными, и тенденция на сбережение госсредств сохраняется. По подсчетам «Ъ-Черноземье», за последние два года в большинстве регионов доходы и расходы с учетом инфляции не выросли, а в пострадавших от боевых действий областях даже сократились.

По мнению эксперта, бюджетная политика в черноземных регионах отражает общефедеральную тенденцию

Фото: Дмитрий Духанин, Коммерсантъ

Регионы Черноземья обсуждают проекты основных финансовых документов года. В Белгородской области закон о бюджете еще не принят: после правовой экспертизы, согласования с федеральными органами власти и счетной палатой области проект рассмотрят комитеты думы. Финальным этапом станет голосование на заседании парламента. «Несмотря на непростую оперативную обстановку, бюджетообразующие отрасли экономики Белгородской области стабильно обеспечивают 3/4 налоговых доходов регионального бюджета,— заявляют в облправительстве.— В отраслевой структуре Белгородской области флагманами по налоговым отчислениям являются металлургический кластер, сельское хозяйство и сфера торговли».

Доходная часть областной казны в 2025 году запланирована на уровне 132,8 млрд руб. — это минимальное за прошедшие пять лет значение. Так, в 2021 году, согласно отчету об исполнении бюджета, доходы равнялись 158,8 млрд руб., в 2022-м — 138,5 млрд руб., в 2023-м —168,3 млрд руб., в 2024-м — 158,2 млрд руб. Расходы все это время росли: со 125,7 млрд руб. в 2021 году до 169,3 млрд руб. в 2022-м, 170,2 млрд руб. в 2023-м и 181,2 млрд в 2024-м. В 2025 году показатель должен сократиться до 146,8 млрд руб. Проектные значения на следующее двухлетие тоже уступают показателям нынешнего года. В 2026-м доходы составят 152,1 млрд руб., расходы — 169,4 млрд руб., в 2027-м — 157,9 млрд руб. и 169,4 млрд руб. соответственно.

Доходы бюджета заметно сокращаются и в другом пострадавшем от боевых действий регионе — Курской области. Здесь показатель снизился со 103,1 млрд руб. в 2022-м и 105,7 млрд руб. в 2023 году до 84 млрд руб. в 2024-м. Расходы же по сравнению с 2022 годом (105,9 млрд руб.) в нынешнем (92,2 млрд руб.) в реальном выражении (официальная инфляция с января 2023 года по октябрь 2024 — 13,8%) сократились почти на четверть. Согласно проекту бюджета, в 2025 году и доходы, и расходы сократятся даже номинально: до 75,9 млрд руб. и 79,2 млрд руб. соответственно. В 2026 году доходы запланированы на уровне 78,5 млрд руб., расходы — 79,3 млрд руб., в 2027-м — 79,8 млрд руб. и 80,7 млрд руб. соответственно.

О серьезной коррекции трехлетнего бюджета в конце октября предупреждал председатель курской облдумы Юрий Амерев. На том же заседании депутаты приняли решение на 245 млн руб. сократить финансирование городов — Курска, Железногорска, Щигров — и пополнить этими средствами бюджеты шести приграничных районов, Большесолдатского района и города Льгова. Только облцентр недополучит 200 млн руб. Комментируя решение, председатель горсобрания Курска Владимир Токарев предупредил о последствиях для муниципального хозяйства.

«Под эти суммы уже были проторгованы трехлетние контракты на ремонт и содержание дорог,— рассказал он.— Про клумбы вообще забудьте — их в городе не будет. Нам точно не до клумб. В этом году город беспрецедентно продвинулся по расселению ветхого и аварийного жилья, обеспечив гражданам безопасность. В следующем году по ветхому и аварийному жилью мы ставим ноль».

В действующем бюджете Воронежской области, несмотря на инфляцию, доходы (177,7 млрд руб.) остаются на уровне 2022 года (177,4 млрд руб.), тогда как расходы выросли, достигнув 223,4 млрд руб. (в 2022-м — 177,1 млрд руб.). Как неоднократно отмечали в региональном правительстве и облдуме, столь масштабный дефицит (45,7 млрд руб.) является «исключительно техническим» и полностью покрывается различными источниками финансирования. Проект главного финансового документа 2025 года поступил в облдуму 12 ноября.

Номинально увеличившись, ни доходы (183,5 млрд руб.), ни расходы (198 млрд руб.) в реальном выражении, по подсчетам «Ъ-Черноземье», не дотягивают до параметров двухлетней давности. Впрочем, как отмечалось в докладе министра финансов региона Надежды Сафоновой, значительная часть федеральных трансфертов еще будет распределяться ко второму чтению федерального бюджета, поэтому и доходная, и расходная части проекта бюджета области могут увеличиться. Кроме того, планируется использовать остатки средств из бюджета нынешнего года — 16 млрд руб. В 2025 году в структуре собственных доходов будут лидировать налог на доходы физлиц — 33,6% (53,96 млрд руб.) и налог на прибыль организаций — 27,5% (44,14 млрд руб.). Также значимыми источниками остаются акцизы (14,2%), налог, взимаемый по упрощенной системе налогообложения (9,9%), и налог на имущество организаций (7,3%).

Схожим образом лишь номинально выросли доходы и расходы бюджета Тамбовской области: если в 2022 году они составляли по 69,7 млрд руб., то в 2024-м равны 72,5 и 75 млрд руб. В обнародованном региональным минфином проекте главного финансового документа на 2025 год эти показатели еще меньше. Доходы должны составить 58 млрд руб., расходы — 58,8 млрд руб. Собственные налоговые и неналоговые доходы при этом будут равняться 45,7 млрд руб., в том числе поступления от НДФЛ — 15,6 млрд руб., от налога на прибыль организаций — 10,7 млрд руб., от акцизов — 7,3 млрд руб. В 2026 году доходы и расходы прогнозируются в объеме 59,8 и 59,6 млрд руб., в 2027-м — 61,7 и 61,4 млрд руб.

В бюджете Орловской области доходы за последние два года выросли примерно на уровень инфляции: с 52,2 млрд руб. в 2022-м до 59,2 млрд руб. в 2024 году. Расходы – несколько выше: с 52,7 до 61,3 млрд руб. 31 октября облсовет принял в первом чтении проект бюджета на 2025 год. По сравнению с действующим документом доходы почти не вырастут и должны составить 59,6 млрд руб., расходы сократятся до 60,5 млрд руб. В отличие от других регионов Черноземья в Орловской области вместо плавного роста прогнозируется сокращение бюджета.

В 2026 году регион предполагает получить в казну 53,9 млрд руб., в 2027 – 52,8 млрд руб. Те же цифры указаны и в графе «расходы».

И только в Липецкой области увеличение бюджета заметно перекрывает рост цен. Если в 2022 году доходы и расходы составляли 93,5 и 98,1 млрд руб., то в 2024-м — 111,4 и 143,5 млрд руб. В представленном в облсовет проекте бюджета на 2025 год пока указаны гораздо более скромные поступления — 90,5 млрд руб. Общий объем расходов — 107,3 млрд руб. По прогнозу, в 2026-м и 2027 годах доходы будут немного выше — 95,4 и 97,6 млрд руб., а расходы, напротив, сократятся до 96,8 млрд руб. в 2026-м и 94,9 млрд в 2027 году. Структура налоговых поступлений в предстоящие три года не изменится: самыми крупными источниками будут налог на прибыль, налог на доходы физлиц и акцизы.

По мнению кандидата экономических наук, директора Центра межрегиональных исследований ВГУ Дмитрия Ломсадзе, бюджетная политика в черноземных регионах отражает общефедеральную тенденцию. «Региональные бюджеты так или иначе — производная от федерального,— отмечает эксперт.— Если федеральный бюджет реструктуризируется в сторону увеличения оборонных расходов за счет сокращения трат на научные исследования, здравоохранение, образование, региональным бюджетам тоже предлагают ужать расходную часть».

Юрий Голубь

Вся лента