МАГАТЭ хочет достать иранский атом из-под земли

Тегеран просят довериться международным инспекторам

Директор Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) Рафаэль Гросси в рамках двухдневного визита в Иран посетил два ключевых объекта местной ядерной промышленности — в Натанзе и Фордо. Надзорные органы добиваются того, чтобы их доступ к исследовательской инфраструктуре Тегерана был соизмерим с истинным масштабом разработок. Эксперты тем временем подчеркивают: иранские власти уже некоторое время готовят общественное мнение к изменению ядерной доктрины, пока еще не предполагающей путь к созданию оружия массового уничтожения.

Глава МАГАТЭ Рафаэль Гросси (второй слева) и заместитель главы Организации по атомной энергетики Ирана Бехруз Камальванди (крайний слева)

Фото: Reuters

В последний день визита в Иран Рафаэль Гросси посетил два ключевых объекта национальной ядерной инфраструктуры — в Натанзе и Фордо. Их осмотр, по словам директора МАГАТЭ, был призван помочь в «получении полной картины» развития иранского атома.

В первый день поездки господина Гросси принял президент Исламской Республики Масуд Пезешкиан. Он заверил гостя, что Тегеран не стремится к созданию оружия массового уничтожения, потому что в стране действует официальный запрет со стороны верховного лидера Али Хаменеи. «Никому не позволено отклоняться от этой политики»,— подчеркнул господин Пезешкиан и выразил готовность «сотрудничать и сближаться» с МАГАТЭ.

Министр иностранных дел Ирана Аббас Аракчи, который провел отдельные переговоры с господином Гросси, в свою очередь, сделал оговорку, что его страна не будет вести диалог «под давлением и в условиях запугивания».

Иран обязан предоставлять инспекторам МАГАТЭ доступ к своим ядерным объектам как страна, присоединившаяся к Договору о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО). Дополнительные обязательства по обеспечению прозрачности в этом вопросе Тегеран взял на себя в рамках заключенного в 2015 году Совместного всеобъемлющего плана действий (СВПД) — соглашения между Ираном и «шестеркой» международных посредников (Россия, США, Китай, Великобритания, Франция, Германия), которое ослабляло санкционное давление на Исламскую Республику в обмен на ограничение ее атомной промышленности.

Однако система надзора за иранскими разработками поэтапно ослабевала после принятого 45-м президентом США Дональдом Трампом в 2018 году решения покинуть СВПД и вернуть санкции против Ирана. Тегеран ограничил доступ международных инспекторов к своей инфраструктуре, а также перестал отвечать на вопросы по поводу расширения и числа ядерных объектов. Кроме того, он приступил к производству урана, обогащенного до 60%. Это существенно превысило определенный СВПД уровень обогащения в 3,67%. Импульсом для такого рывка во многом послужила устроенная Израилем в 2021 году диверсия на ядерном центре в Натанзе.

В прошлом году международные инспекторы сообщили в ежеквартальном отчете, что на объекте в Фордо обнаружены частицы урана, обогащенного до 83,7% (для ядерного оружия нужен уровень в 90%). В свою очередь, спутниковые снимки указывают на то, что Исламская Республика возводит глубоко под землей новые объекты ядерной инфраструктуры и работает над их укреплением для защиты от противобункерных бомб.

Господин Гросси наносил визит в Исламскую Республику в мае этого года, пытаясь оживить инспекции, однако никаких сдвигов в позиции Ирана не произошло: камеры наблюдения, некогда установленные МАГАТЭ, по-прежнему выведены из строя, а опытные сотрудники агентства «по соображениям безопасности» лишены доступа к важнейшим ядерным объектам Ирана.

В Вене на 18–22 ноября запланировано заседание Совета управляющих МАГАТЭ, члены которого должны дать оценку текущему состоянию иранской ядерной программы. «Евротройка» (Великобритания, Франция и ФРГ) настаивает на принятии резолюции с критикой Тегерана, считая, что его подотчетность не соответствует масштабам разработок: ни одно государство, декларирующее отказ от ядерного оружия, не обогащает уран до такого уровня. Подобный документ совет уже принимал в июне 2024 года, но в ответ Иран только увеличил число центрифуг в Натанзе и Фордо.

Робкий шанс на разрядку дает деловой прагматизм избранного президента США Дональда Трампа и его соратников.

По данным The New York Times, бизнесмен Илон Маск, который входит в ближайшее окружение республиканца, на этой неделе встретился с постпредом Ирана при ООН Амиром Саидом Иравани, пытаясь включить иранское досье в широкую зону своих интересов.

Как фиксирует в аналитический записке Ближневосточный совет по глобальным вопросам (Катар), иранские официальные лица за последнее время заметно скорректировали риторику, касающуюся получения оружия массового уничтожения. Это изменение может быть «попыткой подготовить общественное мнение к возможному изменению ядерной доктрины Ирана», считают эксперты. По их словам, произойдет ли этот сдвиг, будет зависеть от комплекса факторов, в числе которых то, как будут выстраиваться отношения Тегерана и западных столиц при господине Трампе. Все-таки ряд инициатив по расширению ядерной активности Исламская Республика предприняла в эти годы как ответ на давление со стороны США и Израиля.

Нил Кербелов

Вся лента