Куратор отправился в дорогу
Галерея Anna Nova открыла выставку-путешествие «Время земли»
В галерее Anna Nova Gallery открылась персональная выставка куратора московского «Электрозавода» Димы Филиппова «Время земли». Создатели показывают путешествие по России, в котором художник собирает землю на границе с Казахстаном и посещает руины шахты в городе Горняк, где когда-то работал его отец. Экспозиция задает тренд на интеллектуальные выставки на фоне массовых городских проектов.
Открытие выставки «Время земли» в ANNA NOVA GALLERY. Художник Дима Филиппов во время открытия выставки
Фото: Коммерсантъ / Алексей Смагин
Открытие выставки «Время земли» в ANNA NOVA GALLERY.
Фото: Коммерсантъ / Алексей Смагин
Открытие выставки «Время земли» в ANNA NOVA GALLERY.
Фото: Коммерсантъ / Алексей Смагин
«Время земли» является общим таймлайном выездной практики Димы Филиппова. Три зала площадки на улице Жуковского, 28, охватывают его путешествие по его родине — Горняку, который находится в степи на границе с Казахстаном, и соленому озеру Эльтон в Волгоградской области. Точкой отсчета истории господина Филиппова становится его поход на руины шахты, где работал отец автора до закрытия производства в 1990-х годах.
Дима Филиппов — куратор и идеолог московской галереи «Электрозавод» и исследовательской платформы «Экспедиции». Сейчас он активно занимается полевыми работами в различных регионах России. Его работы часто можно встретить в современных арт-выставках. Художник участвовал в спецпроектах на 4-й и 5-й Московских международных биеннале современного искусства, 4-й Уральской промышленной биеннале и 15-й Стамбульской биеннале. На постоянном хранении работы Димы Филиппова можно встретить в коллекциях Музея AZ, ЦСИ «Сияние» в Апатитах и Мира центра в Суздале.
Новая экспозиция в Anna Nova Gallery — история, где представлен опыт отдельного человека, а потом он масштабирован на общество.
Однако показать дорогу Димы Филиппова даже на трех этажах было сложно, поэтому визуальная составляющая сделана набросками. На входе в галерею создатели разместили стойки с покадровой съемкой рук Димы Филиппова. На снимках автор собирает землю, чтобы после установить на участках макеты монументов. Ее горсти тоже можно увидеть в выставочном пространстве: прямо над стендами размещены колбы с землей.
Второй этаж больше фокусируется уже на передвижении господина Филиппова по России, которые частично схожи с дорогой бродяги Трэвиса Хендерсона из фильма «Париж, Техас» (режиссер Вим Вендерс). Тут тоже при нарочитой немногословности рассказчика происходящее раскрывается через окружающий пейзаж. Единственное отличие — повествование идет не от третьего, а от первого лица.
В темном зале мини-проектор автоматически переключает карточки, где в один момент показывается установка монументов, а в другой — запыленная пустынная трасса в степи. Завершает экспозицию масштабная site-specific-инсталляция: диорама с соленой водой, создающая окружение для макетов будущих объектов, которые будут существовать в этой среде во время работы выставки.
Стоит понимать, что это не проект-архив, где нужно собрать все. Кураторы не воссоздают всю историю, а обозначают ее направление, по которому каждому нужно пройти самому без аудиогида или подсказок.
В последние месяцы искушенный зритель в выставочных пространствах Петербурга мог увидеть только массовые выставки, которые были приурочены к какой-либо памятной дате. К примеру, к 225-летию Карла Брюллова в Русском музее вывесили самые масштабные полотна живописца, а в залах-трансформерах Главного штаба Эрмитажа скоро откроют проект о Николае Рерихе.
На независимых площадках тоже схожая ситуация. В «Севкабель Порту» запускают экспозиции о знаменитостях поп-культуры: группе «Король и Шут», режиссере Алексее Балабанове и Викторе Цое. Внимание зрителя концентрируется на известных героях культуры, а не своих современниках.
Поэтому в этом случае перед галереей стояла другая задача. При довольно минималистичном наполнении «Времени земли» нужно было заинтересовать зрителя без наличия громких имен.
Однако у подобного формата возникает сложность в сопоставлении ожиданий и реальности. Есть опасение, что те, кто ждет от проекта большого искусства, не смогут разглядеть его в снимках повседневной работы Филиппова. При этом интерес заключается именно в простоте экспонатов.
Художник использует новый язык ленд-арта, но не стремится сделать из этого вечные шедевры для Эрмитажа или Русского музея. Он показывает повседневную работу людям, которые могут ждать от его проекта великого искусства.
Задача выставки — через архив рассказать о развитии знаковой системы в современном искусстве, которая через простые символы создает общий культурный контекст для совершенно разных людей. Объекты остаются незавершенными, чтобы процесс развития общей культуры не заканчивался на прошлом в фондах музеев.
Дима Филиппов буквально создает географическое исследование природы вокруг себя. Сложные знаковые формы и метафоры не используются для усложнения истории, а оставляют пространство для размышлений гостей выставки.