Год сокола

СТМ разрабатывает новые модификации «Финистов»

Отечественный электропоезд ЭС104 «Финист», пришедший на смену «Ласточкам», уже год обслуживает пассажирские маршруты в различных регионах России и готовится освоить новые пути. Поезд совершенствуется: в недалеком будущем на сеть выйдет новая его модификация ЭС105, способная работать как на постоянном, так и на переменном токе. В планах изготовителя, завода «Уральские локомотивы»,— создание поезда ЭС106, который сможет обслуживать крупные городские агломерации, справляясь с интенсивным пассажиропотоком благодаря высокому ускорению.

Электропоезд ЭС104 «Финист»

Фото: пресс-служба компании «Уральские локомотивы»

«Финист» взлетает

Прошел почти год с момента начала эксплуатации на сети ОАО РЖД первых поездов ЭС104 «Финист». 28 декабря 2023 года первый поезд нового поколения вышел на маршрут Екатеринбург—Каменск-Уральский Свердловской железной дороги. С тех пор был накоплен большой опыт эксплуатации поезда в отечественной комплектации, который лег в основу дальнейших усовершенствований российской модели.

В 2022 году «Уральские локомотивы» приступили к разработке нового электропоезда ЭС104. В апреле 2023 года был подписан контракт на поставку 22 новых электропоездов в адрес ОАО РЖД, который в дальнейшем был расширен до 30 машин. Приемочные и сертификационные испытания были завершены в ноябре 2023 года. В настоящее время электропоезда «Финист» серии ЭС104 курсируют по железным дорогам Свердловской, Тюменской, Курганской областей, Пермского края и Республики Башкортостан. С декабря планируется запуск новых составов в Челябинской и Омской областях.

Новый скоростной российский электропоезд предназначен для железнодорожных магистралей, электрифицированных постоянным током, и разработан с учетом всех требований в области эргономики пространства и безопасности пассажирских перевозок. Ключевым преимуществом платформы «Финист» является российское тяговое оборудование, способное обеспечить быстрый разгон поезда до 160 км/ч и эффективное торможение с рекуперацией энергии в сеть. Электропоезд оснащен отечественным асинхронным приводом.

«Самое важное: была разработана новая концепция тяговой системы этого поезда, которая принципиально отличается от той, что использовалась в электропоездах "Ласточка",— рассказали на предприятии.— С учетом опыта эксплуатации поездов в осенне-зимний период в новой платформе "Финист" реализовано конструктивное решение для закрытия полости автосцепки, изменен экстерьер головного вагона. Благодаря более вытянутой форме головного вагона удалось снизить уровень аэродинамического шума и коэффициент сопротивления на 18% по отношению к показателям электропоездов платформы "Ласточка"».

На каждом поезде установлены камеры заднего вида и контроля входных групп для повышения уровня безопасности, а также элементы системы автоведения.

Интерьер салона выполнен в спокойных серых тонах с акцентами на оранжевых поручнях с антискользящим покрытием. Сидения оснащены USB-разъемами для зарядки мобильных устройств. В вагонах установлены современная система микроклимата и обеззараживания воздуха, подъемники для маломобильных граждан. Санитарные модули оснащены пеленальными столиками.

В настоящее время инженеры предприятия разрабатывают несколько модификаций базовой платформы.

После того как «Финисты» были обкатаны, а сложности внедрения — преодолены, пассажиры довольны обновленными «Ласточками». Так, пассажиры Пермского края оценили выдвижную лестницу к перрону с четырьмя ступеньками вместо трех, три туалета на состав и порты USB у каждого сиденья. Минусы видели в неоткидывающихся креслах и «серьезном выражении» маски поезда. Впрочем, в «Ласточках» также откидывающиеся кресла встречались редко. А в предназначенной для эксплуатации в межрегиональном сообщении модификации «Финиста» наклон кресел планируется изменить. «Для повышения комфорта пассажиров мы учли пожелания с прошлых проектов и приняли решение по увеличению угла наклона спинки в будущих проектах,— говорят в СТМ.— С нынешних 7 градусов до 17 градусов, что значительно повысит уровень комфорта на дальние расстояния». Что касается фронтальной маски, ее строгий дизайн обусловлен потребностью в снижении уровня аэродинамического шума и коэффициента сопротивления, рассказывал «РЖД-Партнеру» первый замгендиректора по технической политике завода «Уральские локомотивы» Виталий Брексон.

«При проектировании и изготовлении электропоездов линейки "Финист" заводу приходилось и приходится решать ряд задач.— рассказывают на "Уральских локомотивах".— Во-первых, это короткие сроки, выделенные на разработку нового электропоезда. Во-вторых, сжатые сроки не позволили сразу довести систему качества поставщиков до европейского уровня. Это приходилось делать параллельно реализации проекта, а не до этого». Успешно решать эти проблемы помогает грамотное планирование и распределение задач и ресурсов, а также готовность специалистов предприятия и поставщиков ответственно подходить к процессу, поясняют на предприятии. Также, добавляют там, у завода за годы существования сформирован обширный пул поставщиков комплектующих, позволяющий ускорить процесс согласования и внедрения тех или иных решений.

Новые «ясны соколы»

12 ноября 2024 года на приемочные и сертификационные испытания отправился двухсистемный электропоезд «Финист» серии ЭС105. Данная модификация поезда работает как на постоянном, так и на переменном токе. К разработке двухсистемного электропоезда серии ЭС105 специалисты «Уральских локомотивов» приступили в 2023 году. Поезд стал следующим шагом в развитии линейки электропоездов с отечественным тяговым оборудованием. Первым этапом конструкторы предусмотрели изготовление электропоезда ЭС105 в исполнении «Стандарт», предназначенного для эксплуатации в пригородном сообщении.

Необходимость в работе на переменном токе вызвана потребностью заказчиков и тех маршрутов, на которых эксплуатируются «Финисты». Так, гендиректор завода «Уральские локомотивы» Олег Спаи приводил в пример один из самых популярных туристических маршрутов в республике Башкортостан, где работают «Финисты» серии ЭС104. «Часть пути, которая проходит на участке с переменным током, состав проходит в сцепке с тепловозом,— рассказывал он.— Появление двухсистемного ЭС105 позволит оптимизировать график движения таких поездов, улучшить комфорт перевозки пассажиров, а также приведет к экономии ресурсов на подобных маршрутах, электрифицированных разными родами тока».

Завершение приемочных и сертификационных испытаний электропоезда ЭС105 запланировано на конец марта 2025 года. Получение сертификата соответствия — апрель 2025 года.

Новый скоростной российский электропоезд ЭС105 предназначен для железнодорожных магистралей, электрифицированных как постоянным, так и переменным током, что позволяет сократить время в эксплуатации на границе смены родов тока и расширить полигоны эксплуатации.

Тяговая система электропоезда построена на компонентной базе отечественных изготовителей. Для эксплуатации на участках переменного тока поставщиками оборудования был вновь разработан ряд комплектующих тяговой системы и вспомогательного оборудования.

В части интерьерных решений относительно электропоезда ЭС104 на ЭС105 имеется ряд нововведений. Это боковые и лобовые цветные RGB-табло, салонные TFT-табло, система подсчета пассажиров, регулировка яркости и температуры освещения салона, широкие багажные стеллажи, велопарковка с местами для провоза лыж и сноубордов и увеличение количества мест для инвалидов с двух до четырех.

Экстерьерные и интерьерные решения электропоезда ЭС105 заимствованы с электропоезда ЭС104, включая аэродинамическую маску и кожух автосцепного устройства, а также цвета и оснащение салона вагонов для комфортного перемещения пассажиров.

Следующей разрабатываемой модификацией в линейке «Финист» станет электропоезд ЭС106. Он проектируется специально для больших агломераций, чтобы благодаря высокому ускорению (до 1,1 м/с2) эффективно справляться с большим пассажиропотоком и ритмом крупных транспортных узлов.

Над «Финистами» «Уральские локомотивы» работают в плотном взаимодействии с ведущими вузами страны: заключены соглашения с Уральским, Омским, Петербургским государственными университетами путей сообщения. «Завод получает оттуда хорошо подготовленные кадры, активно участвует в различных конференциях и форумах с обсуждением актуальных вопросов транспортного машиностроения»,— рассказывают на «Уральских локомотивах».

Опыт, накопленный «Уральскими локомотивами» при работе над «Финистом», стал ключевой причиной констатации готовности предприятия к выпуску поездов для высокоскоростных магистралей. «Во-первых, сама по себе технология создания широкой линейки поездов, основанной на алюминиевых кузовах,— это уже путь к созданию высокоскоростного поезда,— поясняют на "Уральских локомотивах".— Во-вторых, освоено собственное производство вагонных тележек для скоростных электропоездов с применением роботизированной сварки высочайшего уровня. В-третьих, это высококвалифицированный персонал с богатейшим опытом реализации высокотехнологичных проектов в сфере железнодорожного машиностроения».

Фарит Ишмухамметов

Вся лента