С железной дороги — в город
СТМ расширяет линейку городского электротранспорта
Выйдя два года назад в сегмент производства высокоэкологичного городского колесного транспорта — троллейбусов и электробусов, СТМ сейчас организует выпуск рельсового городского транспорта собственной конструкции. Спрос на троллейбусы и трамваи высок, однако, предупреждают эксперты, необходимы оплаченные контракты и реконструкция сетевого хозяйства и трамвайных путей, находящихся в неудовлетворительном состоянии.
Зеленый транспорт
Холдинг начал производство городского общественного транспорта относительно недавно, однако благодаря компетенциям, наработанным в других машиностроительных сегментах, прочно закрепился на этом рынке, став за последние годы одним из крупнейших поставщиков городского общественного транспорта в российские города. В 2022 году компания представила новое семейство городского колесного транспорта собственной конструкторской разработки — троллейбус «Синара-6254» и прототип электробуса «Синара-6253». На подходе — трехсекционный трамвай «Синара».
Производство колесной техники осуществляется на Челябинском заводе городского электрического транспорта (ЧЗГЭТ), отрытом в марте 2023 года. Семейство колесных машин «Синара» обладает универсальной модульной пассажирской платформой. Электробус и троллейбус унифицированы на 75%. Унификация машин друг с другом по применяемым при производстве узлам, агрегатам, комплектующим изделиям и материалам делает эксплуатацию машин максимально удобной для заказчика. Она обеспечивает возможность обновления парка транспортных средств без строительства новой инфраструктуры и высокую ремонтопригодность.
Похожий подход был принят холдингом и при выходе в сегмент городского рельсового транспорта. Ключевым принципом при проектировании и разработке нового трехсекционного трамвая «Синара» стала максимальная аккумуляция внутренних компетенций предприятий группы. Например, удалось самостоятельно разработать внутри холдинга собственные системы управления и контроля будущего трамвая.
Вся линейка городского транспорта оборудована набором опций, обеспечивающих комфорт и безопасность поездки. Это системы информирования пассажиров, в том числе автоинформаторы, мониторы и информационные табло, системы климат-контроля и видеонаблюдения, анатомические сиденья с антивандальным покрытием, автоматическая система пожаротушения, система кругового обзора, датчики дождя и света, USB-слоты для зарядки мобильных устройств, беспроводной доступ к интернету через Wi-Fi и откидные аппарели для маломобильных групп населения. Уделяется внимание энергоэффективности: у троллейбуса «Синара- 6254» она на 15% выше, чем у аналогов.
У троллейбусов и электробусов, оборудованных системой книлинга, дверные проемы расширены до 1,4 м, что позволяет более свободно пропускать пассажиров. Уровень потолка приподнят на 80 мм, а площадь остекления увеличена по сравнению с аналогами на 15%. Все это не только создает дополнительный эффект простора и воздуха внутри салона, но и придает семейству машин особый футуристический вид. Пластиковый экстерьер красится в ливрею конкретного города, что облегчает косметический ремонт.
Троллейбус также обладает увеличенным до 45 км автономным ходом, позволяющим машине двигаться без потребления энергии из контактной сети, и рассчитан на одновременную транспортировку 90 человек, из которых 37 смогут ехать сидя. Электробус вмещает до 80 пассажиров и также оборудован 37 сидячими местами. В комплектации с ночной зарядкой он способен преодолевать расстояния до 240 км без подзарядки.
Процесс полной сертификации электробуса «Синара-6253» с ночной зарядкой в скором времени должен быть завершен, производиться машины будут на площадке в Челябинске. А в 2025 году должны начаться испытания новой модели — с ультрабыстрой зарядкой.
На городских рельсах
Совмещая компетенции в железнодорожном рельсовом транспорте и опыт, приобретенный при освоении выпуска троллейбусов и электробусов, СТМ шагнула на рынок городского рельсового транспорта и готовится к производству трамвая собственной конструкторской разработки.
Российский трамвайный рынок является одним из крупнейших в мире и обладает колоссальным потенциалом ввиду необходимости обновления подвижного состава, говорит сооснователь и главный редактор Rollingstock Agency (RSA) Сергей Белов. Так, парки городов России включают 7 тыс. трамваев, из которых половина эксплуатируется более 25 лет и требует замены. По оценкам RSA, потенциал рынка в 2024–2030 годах составляет 450–480 млрд руб. «Текущих мощностей российских производителей трамваев — ПК ТС, УКВЗ и "Уралтрансмаша" — не хватает, чтобы удовлетворить спрос,— говорит он.— Резкий скачок заказов последних лет привел к тому, что в структуре поставок на рынок России значительно расширил свою долю импортер — белорусская BKM Holding, которая также ограничена в мощностях. Опыт ее поставок показал наличие проблем с качеством поставляемых трамваев, а также систематическое нарушение сроков отгрузок».
В данный момент на площадках Свердловского путевого ремонтно-механического завода полным ходом идет изготовление опытного образца трехсекционного трамвайного вагона «Синара» под колею 1435 (проект «Ростовский трамвай»). Специалисты трудятся над кузовом будущей машины. Завершить работу над прототипом планируется в первом квартале 2025 года, после чего вагон отправится на испытания. Предполагается, что проходить они будут в Ростове-на-Дону, плановая дата завершения — третий квартал 2025 года. Проведение процедуры приемки и получение сертификата соответствия будет означать возможность серийного производства трамваев данной модели.
Трехсекционный трамвай «Синара» обладает существенно большей пассажировместимостью, чем колесный транспорт,— 290 мест, в том числе 70 мест для сидения. Трамвай способен развивать скорость 75 км/ч. Система рекуперации обеспечивает машине 3 км автономного хода. За счет конструкции каркаса кузова и дополнительной шумоизоляции обеспечивается сниженный уровень шума, специальная система управления обеспечивает плавное движение трамвая. При строительстве трамвая применена технология shock-absorber, снижающая травмоопасность для пассажиров и водителя. В трамвае предусмотрена функция беспилотного управления.
Трамвай будет полностью отвечать требованиям постановления правительства №719 с точки зрения его российского происхождения. Сборка будет осуществляться в РФ, а происхождение комплектующих будет ограничено географией нашей страны и стран—членов ЕАЭС. Также полностью отечественной будет его тележка — один из наиболее сложных узлов в вагоне, от которого, в частности, зависит, будет ли трамвай полностью низкопольным. Аналогов этой тележке, созданной специалистами холдинга вместе с партнерами, на данный момент не существует. Поставщики комплектующих для нее — предприятия из Мурома, Пскова, Челябинска и других городов.
Сергей Белов отмечает, что для развития производства трамваев крайне важно обеспечение оплаченного долгосрочного спроса на подвижной состав и комфортных условий для инвестиций как в расширение производств конечной и компонентной продукции, так и обновление инфраструктуры. «На данный момент зафиксированные объемы поставок существенно ниже суммарных потребностей городов, подробности по поддержке закупок трамваев через ключевой нацпроект "Инфраструктура для жизни" пока не озвучивались,— говорит он.— Приоритетным же вопросом остается неудовлетворительное состояние трамвайных путей в большинстве городов. Это не только вопрос комфорта и безопасности, но и обеспечения надлежащих условий для работы нового парка трамваев». Без инвестиций в инфраструктуру и соответствующую путевую механизацию, предупреждает он, современные низкопольные машины продолжат сталкиваться с ускоренным износом и не всегда смогут показывать заявленные технические характеристики.
Опыт городов
Городской электротранспорт СТМ активно работает в городах—партнерах компании. Первая крупная партия троллейбусов «Синара-6254» эксплуатируется в Челябинске, где с осени 2021 года осуществляет концессионный проект «Челябинский троллейбус». На ноябрь 2024 года в столице Южного Урала новый автопарк перевозит пассажиров по четырем маршрутам. Количество новых машин на линиях по мере готовности инфраструктуры будет увеличиваться. За первый год работы, с сентября 2023-го, троллейбусы перевезли 5 млн пассажиров и проехали более 1 млн км. В среднем каждый троллейбус проезжает около 4,5 тыс. км в месяц. В общей сложности якорный заказ для Челябинска, который исполняет ЧЗГЭТ, включает в себя 168 единиц техники, в том числе 98 с функцией увеличенного автономного хода.
С лета 2023 года одна машина работает на линии №33 в Екатеринбурге — троллейбус стал подарком от компании в честь 300-летия города. С мая пять троллейбусов курсируют в Ярославле, с августа — в Миассе. 11 ноября первая партия троллейбусов «Синара-6254» была отправлена в Калининград. Всего город получит 13 троллейбусов с увеличенным до 40 км автономным ходом, последние машины должны прибыть в начале декабря. Сегодня ЧЗГЭТ производит новый подвижной состав для обновления троллейбусных в Екатеринбурге (50 машин) и Санкт-Петербурге (20 машин).
Глава Екатеринбурга Алексей Орлов — специально для BG «Транспорт»:
«Сейчас идет процесс обновления подвижного состава и технологических решений в сфере городского транспорта. Более того, закупаемые транспортные средства не просто отечественные, а именно уральские. Если говорить о второй партии троллейбусов "Синара", состоящей из 50 машин, то мы имеем дело с высокотехнологичным производством, расположенным в Челябинске. Штаб-квартира изготовителя — Группы "Синара" — базируется в нашем городе, в Екатеринбурге. Троллейбус "Синара" действительно надежный: мы уже почти год эксплуатируем такую машину — нареканий нет, и пассажиры очень довольны».
Министерство дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области — специально для BG «Транспорт»:
«Прежде всего новый завод по производству колесного электротранспорта компании "Синара — Городские машины" — это новые компетенции для города и региона. "Челябинский троллейбус" уже стал одним из брендов области. Мы видим конструктивный подход завода-изготовителя в сотрудничестве и ведении наших совместных проектов. В настоящее время предприятие завершает выполнение якорного заказа для челябинской концессии. Троллейбусы "Синара-6254" более года осуществляют перевозку пассажиров в Челябинске. Сегодня они обеспечивают работу четырех городских маршрутов. Общий пробег машин с начала транспортной работы превысил 2 млн километров, троллейбусы "Синара" перевезли более 7 млн пассажиров.
С учетом уже накопленного опыта эксплуатации и того, что машина зарекомендовала себя как достаточно надежный, комфортный и красивый транспорт, заинтересованность в поставках троллейбусов, а в перспективе и электробусов "Синара" может расти. Сегодня завод выполняет заказы и для других городов России. Кроме того, надеемся, что электробусы производства "Синары" в 2025 году появятся в Магнитогорске.
Ожидаем развития завода в части серийного выпуска электробусов в 2025 году. Очевидно, что при наличии спроса со стороны регионов дальнейшее наращивание выпуска электротранспорта "Синара" возможно и реально».
В планах — поставить первую партию электробусов «Синара-6253» в следующем году в Магнитогорск. Пилотный образец был представлен в июле на «Иннопроме».
СТМ также реализуют несколько проектов по комплексному обновлению трамвайной инфраструктуры в ряде российских городов. Если при осуществлении программы «Таганрогский трамвай» холдинг закупал вагоны у одного из российских поставщиков, то для проектов «Ростовский трамвай» и «Новый трамвай Краснодара» предполагается полностью или частично поставить трамваи собственного производства.
Губернатор Санкт-Петербурга Александр Беглов — специально для BG «Транспорт»:
«Пока мы еще ждем первые троллейбусы. Разумеется, город стремится выбирать лучшие варианты. Рассчитываем, что троллейбусы хорошо проявят себя на городских маршрутах.
В целом Петербург продолжает программу обновления подвижного состава общественного транспорта, и акцент мы делаем именно на электротранспорт. По итогам конкурсных процедур будем отбирать лучших поставщиков».
Умный транспорт
Значительная часть усилий в развитии сегмента городского транспорта сосредоточена в области IT. IT-продукты компании применяются в проектах модернизации городского транспорта, делают работу водителей, поездки пассажиров безопасными и комфортными.
Так, для Челябинска разработана и внедрена система управления троллейбусным движением. Также применена система удаленного мониторинга состояния транспортных средств, работающая на основе системы предиктивной аналитики. Данное IT-решение позволяет проводить и контролировать весь цикл эксплуатации транспортных средств, начиная от подсчета пассажиров, заканчивая обслуживанием и ремонтом транспортных средств (например, заменой комплектующих).
Помимо этого, специалисты холдинга занимались внедрением платежных систем в городах концессий: Таганроге и Челябинске. А именно разрабатывали программу интеграции продуктов в подвижной состав и инфраструктуру, настраивали «кошельки», разворачивали работу систем на серверах и технике.
При разработке техники в области транспорта необходимо учитывать ее глобальное влияние на человека, в том числе в сегменте применения машинного зрения или беспилотности. СТМ разрабатывает и внедряет процессы, по которым машины получают способность увидеть и опознавать окружение, осознать шаблоны поведения и реакций на различные сценарии. Машины благодаря подробно прописанным инструкциям (программам) начинают выполнять поставленные задачи автономно.
Пилотный проект в области автоматизации движения был реализован в Таганроге в рамках модернизации городской трамвайной инфраструктуры. Была разработана и внедрена система автоведения вагонов по депо, в основе которой заложен алгоритм распознавания и сопровождения препятствий. Система разработана для того, чтобы освободить сотрудников трамвайного парка от многочасовых маневровых переездов по разным частям депо при техническом обслуживании подвижного состава и подготовке его к следующей смене. Она осуществляет автоматизированное, без участия человека движение по территории депо и оказывает помощь водителю в рейсе, подсказывая внештатные ситуации и потенциально опасные моменты во время движения. Водитель подъезжает к депо, сдает вагон, выходит — на этом его часть работы завершена. Дальше управление трамваем на себя принимает диспетчер: планирует перечень работ по сервисному обслуживанию трамвая, назначает маршрут. После этого трамвай начинает перемещаться в автоматическом режиме, а комплекс машинного зрения обеспечивает безопасность движения и контролирует правильность выполнения заданного маршрута. После завершения сервисного обслуживания система предоставляет диспетчеру данные, какие трамваи и в каком объеме прошли техобслуживание.
Еще один проект, в котором компания приняла участие,— это разработка системы накопления энергии для городского транспорта. Сегодня безусловным преимуществом городского электротранспорта является автономность. Аккумуляторные батареи помогают трамваям и троллейбусам преодолевать часть пути без подключения к контактной сети, то есть удлиняют городские маршруты. Это позволяет общественному транспорту заезжать в новые районы и перевозить больше пассажиров. По этой причине все модели городского транспорта проектируются с возможностями автономного хода.
К батареям предъявляются повышенные требования: это один из ключевых элементов, который должен быть емким, надежным, быстрым в зарядке и простым в управлении. В 2023 году в СТМ приступили к проработке проекта по созданию собственной системы накопления энергии для городского транспорта.
В апреле 2024 года успешно проведены испытания серийного образца элемента питания собственной разработки для троллейбуса. Батарея позволила осуществить автономное движение троллейбуса на расстояние свыше 30 км без сбоев в эксплуатации при полной функциональной загрузке, то есть при всех работающих потребителях энергии (освещение, информационные табло, отопление салона и кабины водителя).
Еще один проект в области накопителей энергии — это система управления литий-ионной батареей. Такая батарея — необходимый элемент современного городского транспорта. Их используют в электробусах, троллейбусах, трамваях. Ведется работа над созданием скоростных электропоездов с запасом автономного хода. Современные высоковольтные литий-ионные батареи состоят из блоков, работу и заряд каждого из них нужно регулировать.
Система осуществляет контроль напряжения отдельных батарейных аккумуляторов, их температуры, уровень заряда и уровень деградации аккумуляторов, сопротивление изоляции между корпусом и клеммами батареи и другие. Управление работой батареи осуществляется путем открытия и закрытия электромагнитных контакторов, подключающих батарею к высоковольтной цепи транспортного средства, а также путем передачи лимитов силы тока, протекающего через батарею, и передачи управляющих команд для системы терморегулирования. Все это повышает эффективность и продлевает срок жизни накопителей.
Об руку с наукой
«Синара — Транспортные машины» в рамках своей работы в области активно сотрудничает со средними и высшими учебными заведениями.
Взаимодействие по развитию инженерного потенциала осуществляется на базе Южно-Уральского государственного университета (ЮУрГУ, Челябинск) и Уральского федерального университета (УрФУ, Екатеринбург). Сотрудники повышают квалификацию по ключевому для производства направлению — машиностроение.
В 2023 году компания заключила соглашение о совместной подготовке молодых специалистов с Челябинским колледжем промышленности и городского хозяйства им. Я. П. Осадчего. В рамках сотрудничества предприятие организовывает для студентов мастер-классы и производственные практики.
Кроме того, параллельно проводится комплексная профориентационная работа для молодежи разного возраста. Например, компания выступила партнером торжественного вручения дипломов выпускникам ЮУрГУ, поддержала большой молодежный фестиваль «Друг с Юга Урала» и активно реализует проект «Неделя без турникетов», приглашая студентов и школьников на экскурсии по производству.
В процессе работы над созданием трамвайного вагона собственной конструкторской разработки специалисты компании активно взаимодействовали с Научно-техническим центром НИИ Горэлектротранспорта (ООО НТЦ НИИ ГЭТ). В рамках кооперации коллеги из НИИ ГЭТ проводили аудит технического задания на трамвайный вагон «Синара». По сути, все параметры будущего вагона получили второе экспертное мнение. Например, была проведена проверка частей вагона, отвечающих за безопасность пассажиров и эксплуатирующего персонала (обзорность кабины водителя, системы пожарной безопасности, вибрации в салоне, соблюдение требований экологии и охраны труда). По итогам тестирования ТЗ трамвай получил позитивную резолюцию. Специалисты института также выполнили расчет на прочность каркаса кузова. Данная процедура подтвердила надежность основополагающей части вагона — путь к изготовлению первого образца был открыт.
Планы на будущее
В числе планов на ближайшее будущее по электрическому гортранспорту — открытие локальных точек сервиса со складом запчастей в регионах присутствия троллейбусов «Синара». Цель — создать для заказчика максимально комфортные условия эксплуатации машин «с единым входным окном». Собственный сотрудник фиксирует жалобы и ремонтные случаи (гарантийные и негарантийные) и в сжатые временные сроки предоставляет запчасти для быстрого и эффективного восстановления работы. Предполагается, что первые точки будут запущены в Калининграде и Санкт-Петербурге в ближайшее время, а на Урале, где троллейбусы «Синара» курсируют в трех городах, будет открыт единый центр сервиса.
В 2025 году СТМ планирует выпустить тестовые машины (троллейбус и электробус). Они будут предоставляться заинтересованным в дальнейшей покупке регионам и городам в опытную эксплуатацию на безвозмездной основе. Каждый МУП сможет бесплатно арендовать машину на срок до месяца, чтобы протестировать ее в действии: оценить ходовые качества, маневренность, а также приспособленность к работе в конкретной локации. Данная практика уже была успешно реализована в Миассе и Калининграде в прошлые годы. Местные МУПы также апробировали и функцию автономного хода. Оба города по итогу приняли решение о закупке троллейбусов.