«Главным лотом стала картина Марка Ротко»

Дмитрий Буткевич — о вечерних аукционах в Гонконге и Шанхае

Обозреватель “Ъ FM” Дмитрий Буткевич рассказывает, какие работы были представлены домами Sothebys’s и Christie’s.

Фото: 1998 Kate Rothko Prizel & Christopher Rothko / Artists Rights Society / AP

Первые два крупных вечерних аукциона после выборов в США прошли в Гонконге и Шанхае и показали неоднозначные результаты.

Вечерний аукцион современного искусства дома Sotheby’s в Гонконге состоялся в новом торговом центре Landmark Chater и собрал 409,5 млн гонконгских долларов или $52,6 млн. Из 27 лотов пять не были проданы, что соответствует уровню сквозных продаж в 81,5%. Среди нераспроданных лотов были авторские пробные оттиски трафаретов Энди Уорхола 1969 года Campbell’s Soup II (набор из 10 штук), эстимейт которых составил $580-840 тыс.

Главным лотом стала картина Марка Ротко «Без названия (Желтый и синий)», $32,5 млн. Ранее она принадлежала американскому банкиру Полу Меллону, потом французскому менеджеру в сфере роскоши Франсуа Пино. Интересно, что в 2015 году на торгах Sotheby’s в Нью-Йорке картина была продана за $46,5 млн, то есть за 10 лет потеряла в цене около 30%. Среди других топовых лотов вечерних торгов Sotheby’s была работа Яйои Кусамы «Шляпа», проданная за $5,6 млн. Большая акриловая картина была выставлена на аукционе доктором Рютаро Такахаси, японским психиатром с самой большой и ценной коллекцией работ Кусамы.

Для сравнения, вечерние торги Christie’s Shanghai 20th/21st Century чуть раньше принесли $20,9 млн. Из 28 лотов три не нашли покупателей, что соответствует уровню продаж в 89,3%. У Christie’s главным лотом стала картина Зао Ву-Ки «30.09.65», которая ушла за $8,95 млн. Предыдущее появление этой абстрактной картины на аукционе состоялось в октябре 2021 года в Гонконге. Четыре года назад цена полотна составляла $9-13 миллионов, однако тогда ее не купили. Следующими по стоимости лотами стали безымянная картина Ёситомо Нары, проданная за $4,23 млн, и полотно Кусамы «Pumpkin Blue» за $2,1 млн. Стоит также отметить, что на торгах Christie’s в Шанхае частным коллекционером был выставлен второй по величине кусок Луны — Tisserlitine 001. Он был продан менее чем за $250 тыс., почти вдвое ниже эстимейта.

Вся лента