«Транснефти» пересматривают нагрузку

Власти задумались о введении 40-процентного налога на прибыль компании

Минфин предложил увеличить налоговую нагрузку для «Транснефти». Новость обрушила акции компании. Власти предлагают установить 40-процентный налог на прибыль, пишет РБК. Сейчас он рассчитывается по ставке 20%. Изменения оформят как поправки к законопроекту о корректировке Налогового кодекса, его приняли в первом чтении на прошлой неделе. На этом фоне бумаги «Транснефти» теряют больше 8%.

Фото: Глеб Щелкунов, Коммерсантъ

В чем смысл этих изменений? Директор по исследованиям Института энергетики и финансов Алексей Белогорьев уверен, что власти пытаются наполнить бюджет: «"Транснефть" была одним из наиболее очевидных объектов для возможного дополнительного изъятия прибыли. Объемы здесь не очень большие, счет идет на несколько десятков миллиардов рублей, но в масштабах роста бюджетных расходов это все-таки более-менее значимая величина, тем более каких-то иных простых возможностей для увеличения нефтегазовых доходов не осталось.

Все, что можно было, уже использовали в предыдущие два года. Сейчас Минфин озабочен тем, чтобы, во-первых, сохранить устойчивость этих доходов, в частности, при изменении расчетной цены Urals и в целом нефтяного экспорта, а, с другой, все-таки попытаться найти какие-то дополнительные доходы».

При этом закон не позволяет устанавливать индивидуальную ставку для конкретного налогоплательщика, и поэтому идеи Минфина выглядят противоречиво, отметила руководитель отдела финансово-экономических исследований Экспертной компании «АльфаПро» Людмила Хапугина: «Налоговое законодательство Российской Федерации имеет базовые принципы: это всеобщность и равенство для налогоплательщиков и невозможность установления каких-то дифференцированных критериев налогообложения для различных групп налогоплательщиков в зависимости от их социального статуса, национальной принадлежности, вероисповедания и так далее.

И, несмотря на то, что это все-таки юридическое лицо, и, может быть, какие-то критерии в данном случае не совсем применимы, все-таки мы говорим о равенстве для всех налогоплательщиков, которое ставится под сомнение в связи с этой законодательной инициативой.

Поэтому на сегодняшний день предположить, каким образом законодатель эту инициативу предлагает реализовать, достаточно сложно, потому что затрагиваются базовые вопросы законодательства».

Но юристы допускают, что повышенную ставку установят не для самой «Транснефти», а например, для «собственника магистральной системы нефтепроводов». В самой компании от комментариев отказались. Если налог повысят, это может негативно отразится и на дивидендах компании, хотя власти в этом не заинтересованы, полагает аналитик «Цифра брокер» Иван Ефанов: «Отрицательный чистый долг, чистая денежная позиция, 256 млрд руб. — это было на конец первого полугодия, то есть высокие ставки благоприятно сказываются. Стабильный, свободный денежный поток. Нужно учитывать, что компания в принципе является "дивидендной коровой".

Но, с другой стороны, главным акционером является государство, оно тут тоже не заинтересовано сильно занижать эту историю».

Также Минфин предложил новую формулу расчета котировки Urals — исходя из цены на российскую нефть не только в западных, но в и восточных портах страны. Это не должно увеличить налоговую нагрузку, отметила старший партнер О2 Consulting Татьяна Сафонова: «Если раньше это был Brent с разными вариантами, то теперь переходят на Urals, но цена очень разнится в зависимости от FOPT — порта, в котором отгружается нефть. И поэтому стараются подобрать такую формулу расчета налоговой базы, чтобы она учитывала отгрузку в наиболее часто используемых портах.

Сейчас, например, предполагается, что это будет усредненный FOPT Приморск—Новороссийск—Козьмино. С одной стороны, стараются максимально приблизить налоговую базу к реальности, то есть к реальному доходу, который получает экспортер. С другой, стараются не допустить снижения доходов бюджета. Налоговая база особенно не поменяется, но и она будет более-менее реальной. Пока о повышении поступлений в бюджет речь не идет».

Также власти планируют донастроить демпферный механизм —нефтепеработчики будут получать субсидии при росте цен по более гибкой схеме. А по просьбе «Роснефти» продлят срок действия инвестиционных соглашений по модернизации НПЗ.


С нами все ясно — Telegram-канал "Ъ FM".

Иван Корякин

Вся лента