Вино сразу и впрок

Почему растут продажи тихих и игристых напитков

Россияне рекордными темпами скупают алкоголь. В 2024 году в рознице реализовали почти 2 млрд л напитков. Это максимальный показатель с 2017-го, следует из подсчетов Росалкогольтабакконтроля. Ранее такая статистика не публиковалась. В лидерах продаж водка, а также тихие и игристые вина, сообщает РБК.

Фото: Иван Водопьянов, Коммерсантъ

С чем связана такая динамика? И алкоголь какого производства предпочитают россияне? “Ъ FM” обсудил эти вопросы с главой комитета по экономике Московского отделения организации «Опора России» Алексеем Каневским: «В неспокойное время потребление алкоголя возрастает. Это психологический фактор. Плюс достаточно давно привлекательное вино импортного производства, включая "королевские" Францию и Италию, у нас стало продаваться чуть ли не дешевле, чем на родине. Это связано с тем, что удалось организовать и параллельные закупки, и перевозки, и это вино стало очень привлекательным по цене для российского потребителя, который привык к этому типу тихого вина.

Не отстает и российский производитель: обороты и производство российского виноделия тоже сильно выросли. И рынок по-прежнему конкурентный, российский производитель также адаптирует под него свою цену, и поэтому на полках появляется вино неплохого качества. Также люди берут импортное вино, особенно впрок.

Какая тут доля зарубежных и российских алкогольных напитков? Если говорить о вине, то по-прежнему чувствительно больше доля импортного. Пока оно присутствует на российском рынке, его будут потреблять больше, и это вино по-прежнему лучшего качества. Соотношение составляет примерно 60/40, это в лучшем случае, а так, может быть, 70/30 в пользу импортного вина.

Что касается пошлин, они и обсуждаются для того, чтобы выставить нерыночные ограничительные препоны. Но внерыночные механизмы в конечном итоге приводят к обратной ситуации — к увеличению цен у местных производителей и падению качества».

В 2023 году ввозные пошлины на вино из недружественных стран подняли с 12,5% до 20%. Игроки российского алкогольного рынка требовали их повысить снова и называли порог в 200%. Власти поддерживают индексацию ставок, но более медленными темпами. Так, вице-премьер Дмитрий Патрушев говорил об увеличении сборов до 50%. Гендиректор компании Ast Леонид Рафаилов видит в этом несколько рисков: «Цифры, которые мы видим, связаны с тем, что большая часть потребления перешла в легальную плоскость, рынок обелился, и серой зоны сейчас нет. Если произойдет замедление потребления импортного алкоголя, то оно заместится российским. Хуже будет, если спрос перейдет на крепкий алкоголь или на какие-нибудь суррогаты, коктейли.

Разумное увеличение акциза несильно повлияет на продажи алкоголя, потому что очевидно, если растет инфляция, то и акциз тоже должен расти. Если же рост пойдет галопирующими темпами, опережая инфляцию, то, к сожалению, потребление может вновь уйти серую зону. Продолжится ли увеличение продаж алкоголя? Не вижу для этого предпосылок. Сейчас мы видим определенный баланс».

В октябре Минпромторг предложил ввести обязательную квоту для российского вина в рознице и заведениях. Как следует из пояснительной записки к законопроекту, у потребителей ограниченные возможности для знакомства с отечественной продукцией из-за доминирования иностранных брендов. Предполагается, что 20% алкоголя в винной карте баров и ресторанов должно быть российского производства.


С нами все ясно — Telegram-канал "Ъ FM".

Вся лента